Часто задаваемые вопросы

Задать вопрос

Вопрос: Произошли изменения законодательства, касающиеся повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, просим разъяснить в каких случаях и при каких условиях будет ли сохранено повышение фиксированной выплаты

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 № 367 внесены изменения в Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – Правила).
Правилами был установлен определенный круг лиц, фиксированная выплата которым должна устанавливаться и выплачиваться с учетом соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания на Крайнем Севере.
К указанным лицам относились только граждане, имеющие постоянную либо временную регистрацию в северных регионах.
В соответствии с Правилами право на установление фиксированной выплаты с учетом соответствующего районного коэффициента, получили также и граждане, не имеющие постоянной или временной регистрации в северных регионах, но фактически проживающие в них.
Фактическое проживание подтверждается личным заявлением пенсионера, при получении пенсии через кредитные организации (банки) необходимо ежегодно подтверждать фактическое место жительство путем подачи заявления, а в случае получения гражданином пенсии на почте такое ежегодное подтверждение не требуется.
При выезде вышеуказанной категории граждан за пределы северных регионов размер фиксированной выплаты пересматривается в сторону уменьшения, то есть устанавливается и подлежит выплате без учёта районного коэффициента.
Изменения, внесённые в Правила, фактически улучшили положение пенсионеров, прибывающих в Крайнего Севера, расширив круг лиц, которым выплачивается повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Изменения, внесенные в Правила не распространяются на пенсионеров, имеющих 15 лет "северного" стажа и полный страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет для мужчин). Для них действует другой порядок, который не изменился, а именно – размер фиксированной выплаты увеличивается на 50%. Данное повышение устанавливается вне зависимости от места жительства либо пребывания пенсионера, в том числе при выезде таких граждан из северных регионов размер пенсии изменению не подлежит.
Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить:
комментарий-разъяснение информационному интернет-порталу "Северпост" 11.05.2016г. был дан по запросу главного редактора сайта;
пресс-релиз Отделения ПФР по Мурманской области 12.05.2016 был размещен на региональной странице сайта ПФР; отправлен в Правительство Мурманской области и ведущие региональные СМИ; отправлен в территориальные органы ПФР по Мурманской области для размещения в местных СМИ;
12.05.2016г. в прямом эфире на "Большом радио" даны разъяснения;
23.05.2016г. проведена разъяснительная беседа в рамках радиопередачи "Север мой" на радио России Мурманск.


Вопрос: Где можно получить информацию о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных на федеральном и региональном уровне?

Ответ: Информацию о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных на федеральном и региональном уровне можно получить в органе, уполномоченном в сфере социального развития по месту жительства либо месту пребывания гражданина, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте Министерства социального развития Мурманской области (http://minsoc.gov-murman.ru).


Вопрос: Куда можно обратиться по вопросу оказания помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами?

Ответ: Законом Мурманской области "О государственной социальной помощи в Мурманской области установлено, что государственная социальная помощь (социальная поддержка) предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также неработающим пенсионерам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальных пособий, региональных социальных доплат к пенсии, субсидий и жизненно необходимых товаров (натуральной помощи).

Под трудной жизненной ситуацией понимаются обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Граждане, нуждающиеся в адресной государственной социальной помощи, представляют в орган, уполномоченный в сфере социального развития по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени семьи, а также следующие документы:
о составе семьи и фактах совместного или раздельного проживания и ведения хозяйства членами семьи;
о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличии принадлежащего им (ему) на праве собственности имущества.

Инициатива обращения с ходатайством об оказании адресной государственной социальной помощи может принадлежать другим гражданам или учреждениям, представляющим интересы субъекта адресной государственной социальной помощи (семьи или отдельных ее членов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также представителям органов местного самоуправления.

Дополнительную информацию можно получить в органе, уполномоченном в сфере социального развития по месту жительства либо месту пребывания гражданина, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте Министерства социального развития Мурманской области (http://minsoc.gov-murman.ru).


Вопрос: Где можно получить информацию о государственной поддержке семей, имеющих детей?

Ответ: Информацию о государственной поддержке семей, имеющих детей можно получить в органе, уполномоченном в сфере социального развития по месту жительства либо месту пребывания гражданина, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте Министерства социального развития Мурманской области (http://minsoc.gov-murman.ru) в разделах "Меры социальной поддержки" и "Поддержка многодетных семей".


Вопрос: Куда можно обратиться по вопросам лекарственного обеспечения, работы медицинских учреждений?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан Российской Федерации" организация оказания населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, а также обеспечение необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках государственной социальной помощи, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
По вопросам лекарственного обеспечения необходимо обращаться в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации – Министерство здравоохранения Мурманской области по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д.1
Прием обращений граждан осуществляется специалистами Управления организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Мурманской области в рабочие дни с 14.00 до 17.00 по графику, размещенному на сайте: http://minzdrav.gov-murman.ru.
Информацию по вопросам оказания медицинской помощи населению можно получить ежедневно (кроме выходных) с 09.00 до 17.00 по телефону (8152) 486-096;
информацию по вопросам льготного лекарственного обеспечения населения можно получить ежедневно (кроме выходных) с 10.00 до 13.00 по телефону (8152) 486-125;
информацию по вопросам отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов аптечными организациями по телефону (8152) 486 122.


Вопрос: Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение тишины и покоя граждан на региональном уровне и куда следует обращаться?

Ответ: В соответствии со статьей 6 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее – Закон) нарушение требований о соблюдении тишины и покоя граждан, установленных Законом Мурманской области "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Мурманской области", –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение указанного административного правонарушения в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по тому же основанию –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 19 Закона правом составления протоколов об административных правонарушениях за нарушение тишины и покоя граждан наделены должностные лица органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и городских (сельских) поселений.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями.
О фактах нарушения Закона Мурманской области "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Мурманской области" следует сообщать в полицию и органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и городских (сельских) поселений в зависимости от места проживания.


Вопрос: Куда можно обратиться с жалобой на работу своей управляющей компании?

Ответ: Деятельность управляющих организаций, ТСЖ, жилищных или иных специализированных кооперативов подотчетна общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме и контролируется органами государственного жилищного надзора по обращениям граждан и в плановом порядке.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Мурманской области, является Государственная жилищная инспекции Мурманской области (183038 г.Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26, тел. (88152) 486-544, факс (88152) 476-759, e-mail: gzimo@gov-murman.ru).
Обращаться в органы Государственной жилищной инспекции Мурманской области следует, если причина обращения связана:
– с жалобами на нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;
– с порядком определения размера и внесения платы за коммунальные услуги;
– с порядком и условиями заключения договоров предоставления коммунальных услуг;
– с предоставлением (или непредоставлением) управляющей организацией, ТСЖ или жилищным кооперативом необходимой информации потребителям;
– с использованием и содержанием жилых помещений;
– с содержанием и использованием общего имущества в многоквартирном доме, с определением его состава;
– с вопросами управления многоквартирными домами.
В заявлении необходимо указать полное имя, контактный номер телефона и точный почтовый или электронный адрес, на который необходимо отправить ответ, а также согласие на ввод персональных данных в электронную базу данных Государственной жилищной инспекции Мурманской области и использование их в соответствии с требованием Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных".
В нашем регионе часть своих полномочий Государственная жилищная инспекция Мурманской области официально делегирует муниципальному жилищному контролю, поэтому обращаться с жалобой можно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспек¬цией, заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.


Вопрос: Порядок формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома

Ответ: Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных жилищным законодательством, в размере, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении семи календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья; жилищный кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом; управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления; региональный оператор.

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.


Вопрос: Куда можно обратиться по вопросу переселения из районов Крайнего Севера и какие для этого нужны документы?

Ответ: Консультации по вопросам постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также личный прием документов проводится по адресу: г. Мурманск, ул. Гвардейская, д. 21 (здание ГОКУ "Мурманскавтодор"). Время приема: понедельник, среда, пятница с 9-00 до 12-30.

Информацию по вопросам переселения можно получить ежедневно (кроме выходных) с 14-00 до 16-00 по телефонам: (8152) 254-310, 254-319.

Почтовые отправления можно направить по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Ленинградская, д.24, ГОКУ "УКС".
По телефонам: (8152) 687-111, 687-128, информацию по номеру очередности можно получить в рабочие дни с 16 до 17 часов.
Также дополнительную информацию можно почерпнуть на официальном сайте Министерства строительства и территориального развития Мурманской области (http://minstroy.gov-murman.ru).


Вопрос: Разъясните механизм переселения граждан, проживающих на территории Мурманской области, из аварийного жилищного фонда

Ответ: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволяет решить проблему переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанном до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Расселение аварийных домов, в рамках региональных адресных программ осуществляется следующим образом:
1. Администрация муниципального образования подает заявку в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области об участии в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также представляет документы подтверждающие аварийность дома и решение органа местного самоуправления о сносе дома.
2. Министерство строительства и территориального развития Мурманской области проверяет представленные документы и при разработке региональной адресной программы, включает муниципальное образование в число ее участников. Направляет заявку в Фонд на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
3. В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются дома, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
4. После одобрения направленной заявки, Фонд перечисляет в бюджет Мурманской области запрашиваемые средства, которые вместе со средствами областного бюджета направляются в бюджет муниципальных образований.
5. Администрация муниципального образования после получения вышеуказанных средств начинает осуществление мероприятий программы в соответствии с выбранным способом реализации (приобретение готового жилья у застройщика или строительство).


Вопрос: Какие предусмотрены льготы по оплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах на региональном уровне и кому они положены?

Ответ: На заседании Мурманской областной Думы 11 февраля 2016 года принят внесенный Губернатором Мурманской области Закон Мурманской области "О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан".
Законом предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт следующим гражданам: одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – в размере 50 процентов взноса, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, – в размере 100 процентов взноса.

Также Законом предусмотрено, что собственникам жилого помещения, достигшим возраста 70 лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан женщин, достигших возраста 50 лет и мужчин, достигших возраста 55 лет, – в размере 50 процентов взноса, собственникам жилого помещения, достигшим возраста 80 лет, проживающим в аналогичном составе семьи, – в размере 100 процентов взноса.

Необходимо отметить, что взнос на капитальный ремонт – расходы собственника жилого помещения на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанные исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (в настоящее время составляет 6 рублей за квадратный метр).

Размер компенсации взноса рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и зависит от количества граждан, зарегистрированных по месту жительства или пребывания в квартире.

В Мурманской области региональный стандарт установлен в следующих размерах:
40 квадратных метров общей площади жилого помещения – для одиноко проживающих граждан;
24 квадратных метра общей площади жилого помещения – для одного члена семьи, состоящей из двух человек;
17 квадратных метров общей площади жилого помещения – для одного члена семьи, состоящей из трех человек;
16 квадратных метров общей площади жилого помещения – для одного члена семьи, состоящей из четырех человек;
14 квадратных метров общей площади жилого помещения – для одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек.

Компенсацию предполагается осуществить в марте за весь период с начала года в беззаявительном порядке, если по каким-то причинам гражданин не получит компенсацию, ему необходимо будет обратиться единожды с заявлением в орган, уполномоченный в сфере социального развития по месту жительства.

В отношении инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, граждан, имеющих детей-инвалидов, которым в соответствии с федеральным законодательством предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, вопрос планируется урегулировать в рамках соответствующего постановления Правительства Мурманской области.

Дополнительную информацию можно получить в органе, уполномоченном в сфере социального развития по месту жительства либо месту пребывания гражданина, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте Министерства социального развития Мурманской области (http://minsoc.gov-murman.ru).


Вопрос: Кто имеет право на получение льгот по транспортному налогу?

Ответ: В соответствии с Законом Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождены:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, – за одно транспортное средство следующих типов: автомобили легковые, автомобили грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц;
2) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", перечень которых приведён в приложении N 1 к Закону Мурманской области "О транспортном налоге", – за одно транспортное средство следующих типов: автомобили легковые, автомобили грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц;
3) лица, отнесенные к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", – за одно транспортное средство, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц;
4) один из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, приемных родителей ребенка-инвалида – за один легковой автомобиль, мощность двигателя которого является наибольшей, но не свыше 150 л. с. (110,33 кВт), из зарегистрированных на указанных лиц;
5) образовательные учреждения (организации) независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений (организаций);
6) региональные и территориальные организации общественных организаций инвалидов (среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов от общего числа членов, состоящих на учете в указанных организациях);
7) организации (если от общей численности работников инвалиды составляют не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
8) государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования;
9) физические лица, имеющие транспортные средства, у которых похищен номерной агрегат (двигатель, кузов, шасси), при условии подтверждения факта его (их) хищения документом, выдаваемым уполномоченным органом, на период до возврата и установки похищенного агрегата или установки нового агрегата, зарегистрированного с соблюдением требований законодательства, – за транспортное средство, агрегат которого похищен;
10) физические лица, имеющие автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно;
11) физические лица, имеющие мотоциклы и мотороллеры, с года выпуска которых прошло 30 и более лет.

Указанным Законом установлены льготные налоговые ставки для следующих категорий налогоплательщиков:
1) для лиц, получающих пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при достижении возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет), лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (трудовые пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также для нетрудоспособных лиц, получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на одно из нижеперечисленных транспортных средств, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц, в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложенияНалоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно1
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно1,5
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (по 14,7 кВт) включительно1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)5

2) для лиц, имеющих на иждивении трех и более несовершеннолетних детей, на одно из нижеперечисленных транспортных средств, мощность двигателя которого является наибольшей, из зарегистрированных на указанных лиц, в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложенияНалоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно1
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно1,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно15
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно32
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)
до 20 л.с. (по 14,7 кВт) включительно1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)5

3) для транспортных организаций и организаций, транспортные средства которых осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, установленным нормативными правовыми актами Мурманской области и (или) муниципальными правовыми актами, на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенных с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, и (или) органом местного самоуправления, с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, на автобусы с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) в размере 13 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.


Вопрос: Куда обращаться по вопросам нарушения трудового законодательства?

Ответ: В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
самозащита работниками трудовых прав;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
судебная защита.

По вопросам нарушения трудового законодательства граждане могут обратиться:
1. В Государственную инспекцию труда в Мурманской области
(далее – Инспекция)

Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Мурманской области или на территории иных субъектов Российской Федерации по распоряжению (поручению) главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителей).
Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по труду и занятости.
Почтовый адрес:183012 г. Мурманск, ул. Рыбный проезд, д.8
gostrudinsp1@polarnet.ru
Телефон/факс: (88152) 428-588
Режим работы :
Понедельник – четверг 9.00-18.15
Пятница – 9.00-17.00
Обед -13.00-14.00
(Информация о месте расположения, режиме работы, электронный адрес и телефон заимствованы с официального сайта Государственной инспекции труда в Мурманской области).
2. В профессиональный союз, созданный в организации.
Профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
3. В комиссию по трудовым спорам.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
4. В прокуратуру.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Требования к обращению в прокуратуру не отличаются от общих требований, предъявляемых законодательством к обращениям граждан в государственные органы. Обращение может быть сделано как в письменной, так и в устной форме на личном приеме.
5. В суд.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
об отказе в приеме на работу;
лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.


Вопрос: Где можно уточнить контакты Общественной палаты?

Ответ: Общественная палата Мурманской области
Адрес: 183025 г. Мурманск, ул. Полярные Зори д.46а, каб. 111.
т/ф . 42-60-08, 48-69-32, opmo@gov-murman.ru; opmo@bk.ru.

Дополнительную информацию можно получить на сайте:
"ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
http://obshestvo51.ru

На сайте размещается информация, связанная с деятельностью Общественной палаты Мурманской области, общественных объединений, национально-культурных автономий, казачьих обществ, религиозных организаций.

В разделе сайта "Общественная палата" размещены контакты Общественной палаты Мурманской области, ее состав, ссылки на нормативные документы, регулирующие деятельность Общественной палаты. Кроме того, в разделе публикуется информация о деятельности и планы работы Общественной палаты.


Вопрос: Каким образом можно попасть на государственную гражданскую службу в Мурманскую областную Думу?

Ответ: Организация поступления граждан на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) в Мурманскую областную Думу (далее – областная Дума, Дума) осуществляется в соответствии с Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы", а также иными нормативными правовыми актами.
Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим иной должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап.
На официальном сайте областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
наименование вакантной должности гражданской службы;
требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;
условия прохождения гражданской службы;
место и время приема документов, подлежащих представлению в Думу;
срок, до истечения которого принимаются указанные документы;
предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок проведения конкурса;
другие информационные материалы.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Думу:
личное заявление;
собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографии;
копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:
копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);
документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
иные документы, предусмотренные Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", федеральными законами и законами Мурманской области, другими нормативными правовыми актами.
Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.
2 этап. Проведение непосредственно самого конкурса.
Для проведения конкурса правовым актом областной Думы образована конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам, законам Мурманской области и другим нормативным правовым актам методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области о гражданской службе.
Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв областной Думы кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
2) при заключении срочного служебного контракта;
3) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 28, пунктом 1 статьи 31 и пунктом 8 статьи 60.1 Закона Мурманской области от 13.10.2005№ 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области";
4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Не допущенный к участию в конкурсе претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.


Вопрос: Каким образом можно присутствовать на заседаниях Мурманской областной Думы?

Ответ: В соответствии со статьей 16 Регламента Мурманской областной Думы (далее – областная Дума, Дума) заседания Думы созываются распоряжением ее Председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. О времени и месте проведения заседания, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение, Председатель Думы сообщает депутатам Мурманской областной Думы (далее – депутаты), доводит до сведения Губернатора Мурманской области и населения области не позднее чем за 5 дней до начала заседания.
Заседание Думы проводится открыто, гласно и освещается в средствах массовой информации.
Заседание Думы транслируется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при наличии организационной и технической возможности.
Трансляция заседания Думы может не проводиться, если такое решение будет принято большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
На заседании Думы вправе присутствовать Губернатор Мурманской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главный федеральный инспектор в Мурманской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, полномочный представитель Губернатора Мурманской области в областной Думе, члены Правительства Мурманской области, Уполномоченный по правам человека в Мурманской области, Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области, руководители иных органов исполнительной власти Мурманской области или лица, уполномоченные указанными руководителями, прокурор Мурманской области, председатель Мурманского областного суда, председатель Арбитражного суда Мурманской области, Председатель Контрольно-счетной палаты Мурманской области, председатель Избирательной комиссии Мурманской области, уполномоченные представители органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
По приглашению Думы или при условии предварительного обращения в Думу на заседании могут присутствовать иные лица.
Состав приглашенных определяется комитетами Думы, готовившими вопрос к обсуждению. Их список представляется наряду с другими документами по обсуждаемому вопросу.
Обращения с просьбой присутствовать на заседании Думы рассматриваются в двухдневный срок с ответом обратившимся.
Ограничением при определении общего числа присутствующих (за исключением депутатов) на заседании Думы являются возможности зала, где проводится заседание.
Вход в зал заседаний осуществляется по предъявлении паспорта или удостоверения личности. Присутствующие лица обязаны соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае нарушения порядка со стороны присутствующих лиц председательствующий на заседании вправе после предупреждения удалить их из зала или не допускать в зал после перерыва.
Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях Думы без какого-либо предварительного уведомления по предъявлении удостоверения.
Использование депутатами и приглашенными мобильных телефонов на заседании Думы не допускается.