Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Пятница, 29 Марта 2024
09:28

Владимир Мищенко: Укрупнение территорий – веление времени. Это путь к развитию муниципалитетов

Дата 13.03.2020
Одной из основных тенденций реформирования местного самоуправления в последние годы стало изменение его территориальной организации, прежде всего путем укрупнения муниципальных образований. В 2010-2011 годах в целом ряде российских регионов начались пилотные процессы, а к 2016-му они прошли уже в 54-х регионах, правда, с разной степенью интенсивности. О возможности подобных изменений в нашей области размышляет Первый заместитель председателя областной Думы, возглавляющий комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Владимир Мищенко: - Сегодня во многих российских регионах идет работа по укрупнению территорий. Так, на Северо-Западе серьезные преобразования уже произошли в Калининградской и Ленинградской областях, а в Вологодской число муниципальных образований сократилось на 43. Процессы, связанные с укрупнением муниципалитетов (коммун) мы наблюдаем и в странах Европы. Так, например, в Норвегии за полвека количество муниципалитетов сократилось почти вдвое, в Швеции – с 1500 до 290, в Греции – почти в 5 раз. Не может оставаться в стороне от тенденции и Мурманская область. При этом полагаю, что преобразование муниципалитетов - не самоцель. Оно должно быть продиктовано стремлением к достижению более эффективного функционирования публичной власти на местах. Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был введен, среди прочих изменений, новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Федеральный законодатель установил переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства субъектов в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом № 87-ФЗ до 01.01.2025 г. В переходный период городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа. В Мурманской области 12 городских округов. И только один из них, город Мурманск, соответствует установленным законодателем требованиям к городским округам. Кроме того, статус городского округа должен сохраниться у пяти ЗАТО в силу прямого указания закона. Муниципальный округ – это новый вид муниципалитета со своим особым публично-правовым статусом, во многом схожим с городским округом, но более характерным для сельских, либо смешанных сельско-городских территорий с преобладанием в их составе не урбанизированных пространств. Муниципальные округа теперь могут быть образованы в результате наделения таким статусом городских округов, не соответствующих критериям законодательства, а также при объединении всех поселений, входящих в состав муниципального района. Муниципальный округ по замыслу законодателя должен обеспечивать возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления через создание его одноуровневой системы там, где это целесообразно. Сегодня система местного самоуправления в муниципальных образованиях Мурманской области двухуровневая. Существуют районные власти — со своими полномочиями и бюджетом, а также власти поселений — опять же, со своими полномочиями и бюджетом. Наверное, на стадии подготовки реформы местного самоуправления это выглядело разумно: район решал какие-то глобальные вопросы, а поселения занимались своими маленькими проблемами, никого не затрагивая. На практике все получилось иначе. Полномочия обоих уровней власти все время пересекаются, а порой и дублируются. Так, в Мурманской области в настоящий момент пять муниципальных районов. При этом, например, в Печенгском районе 5 самостоятельных муниципальных образований. Таким образом, тут действуют 5 представительных органов, 4 администрации и 5 глав муниципальных образований. В случае преобразования в муниципальный округ (при объединении всех поселений) на этой территории появится одно муниципальное образование с одним Советом депутатов, избираемом на муниципальных выборах, одной администрацией (с представительствами на территориях) и одним главой муниципального образования. Сейчас установленная численность Совета депутатов Печенгского района - 17 депутатов, городских поселений Печенга - 10, Заполярный и Никель – по 15, да еще сельского поселения Корзуново – 10. Итого - 67 депутатов на территории с численностью населения менее 40 тысяч человек. Притом, что в Совете муниципального округа с подобной численностью вполне достаточно 20 депутатов. Совершенно очевидно, что такое объединение снизит затраты бюджета на их избрание. В Ловозерском и Терском районах в их состав входят всего по два муниципальных образования, также со своими представительными органами. Как показала практика, там уже сейчас успешно справляются, передав полномочия местных администраций районным. Система управления при этом становится одноуровневой. По сути, это замена прежним муниципальным районам, с упрощенными системами управления и финансирования. Создание муниципального округа на территории, укрепит кадровый потенциал органов местного самоуправления. При объединении доходных источников объединившихся поселений появится возможность оптимизации расходов, ряд из них при этом сократится. Появится возможность вовлечения большего количества жителей в решение вопросов местного значения на объединенной территории. Ответственность за осуществление местного самоуправления передается на более высокий уровень. Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия. При комитете Мурманской областной Думы по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению создана рабочая группа по реализации Федерального закона от 1 мая прошлого года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Мурманской области. Ее задача - в установленные сроки привести региональное законодательство (подготовить и внести изменения более чем в 130 законов Мурманской области) в соответствие с требованиями Федерального закона № 87-ФЗ. Рабочей группе предстоит также совместно с исполнительными органами государственной власти региона провести процесс изменения территориальных основ самоуправления в нашей области. Необходимо при этом найти оптимальные пути решения всех вопросов. Конечно же, ни одно преобразование не будет осуществлено, ни одно решение не будет принято без его предварительного обсуждения с населением муниципалитетов, поскольку основными принципами любого преобразования являются недопустимость отдаления власти от людей, целостность территорий и доступность органов власти.
Изменен 13.03.2020

Возврат к списку

Председатель

Дубовой Сергей Михайлович

Дубовой Сергей Михайлович

Председатель Мурманской областной Думы

Подробнее

Заседание Думы

Дата очередного заседания не назначена