Вчера в Мурманской областной думе состоялось заседание Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения под председательством Александра Макаревича. В мероприятии приняли участие заместители губернатора Роман Дурягин и Инна Погребняк, руководители министерств и ведомств социального блока областного правительства, территориального фонда обязательного медицинского страхования, Облсовпрофа, Союза промышлеников и предпринимателей. Главный вопрос повестки дня - информация представителей исполнительных органов государственной власти о выполнении Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, и реализация двух пунктов трехстороннего Соглашения между Облсовпрофом, «Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области» и правительством Мурманской области на 2019-2021 годы, подписанного в конце прошлого года.
По словам Александра Макаревича, это соглашение больше не регламентирует вопросы, связанные с установлением минимальной заработной платы в регионе, но четко содержит требования к участникам рынка труда следовать достижению одного важнейшего показателя - чтобы ни один минимальный оклад или базовая ставка не были ниже МРОТ, установленного законом.
Как пояснил Александр Макаревич:
- На данный момент минимальный размер оплаты труда в стране составляет 11280 рублей. Однако в нашем регионе в бюджетных отраслях ни один минимальный оклад, ни одна базовая ставка, которую получает даже специалист самой высокой категории, например, зав. отделением больницы, не достигает этой суммы. На федеральном уровне в прошлом году был сделан первый шаг в верном направлении - прожиточный минимум для трудоспособного населения уравняли с величиной МРОТ. Но власть не сделала другого шага - не пересмотрела систему оплаты труда, чтобы повысить должностные оклады и базовые ставки.
Представители муниципалитетов нам сегодня говорят, что специалист в администрации получает заработную плату с доплатой наравне с уборщиком помещений. Безусловно, любой труд важен и ценен, но таким образом даже в органах муниципальной власти из-за этого процветает уравниловка, когда простой неквалифицированный труд стоит столько же сколько сложный высококвалифицированный.
Федеральный центр ссылается на то, что нет денег. А 3 триллиона рублей профицита, которые пошли в фонд национального благосостояния по итогам исполнения закона о федеральном бюджете на 2018 год? Надо понимать, что на региональном уровне за счет собственных возможностей мы этот вопрос не решим. Нужна совершенно новая политика в сфере межбюджетных отношений, которая обеспечит регионы необходимыми доходными источниками для решения данной проблемы. Это одна проблема, но есть и вторая.
Принятые в последнее время решения сфере оплаты труда на федеральном уровне нацелены на то, чтобы в структуре заработной платы работника гарантированная часть зарплаты - оклад или тарифная ставка - была больше, чем сейчас. В этих решениях предписаны конкретные соотношения. По образованию есть жесткое требование, что структура зарплаты должна выглядеть так: 70% оклад, а остальное - стимулирующие и компенсационные выплаты. В здравоохранении гарантированная часть должна составлять 55-60%.
Почему принимаются такие решения? Да потому что практика показывает, что при начислении зарплаты руководителями нередко проявляется субъективизм, и есть определенные коррупциогенные элементы, необоснованные предпочтения. Допустим, работодателю один работник нравится больше, другой меньше, поэтому одному стимулирующих надбавок начислят больше, а другому скажут подождать. Чтобы этого не было, и нужно менять систему оплаты труда.
Пока такая ситуация, сохраняется, например, в сфере здравоохранения, и она вызывает тревогу. Мурманская область уже неоднократно подвергалась критике со стороны федерального Минздрава по данному поводу, так как на сегодняшний день в заполярной медицине вместо 55-60% оклада в зарплате, у врачей гарантированная часть составляет 22,5 процента.
На заседании комитета правительственные чиновники выступили с информацией о том, как обстоят дела с зарплатами в подведомственных им учреждениях. Было отмечено, что единого подхода к установлению размеров окладов, даже в пределах одной отрасли, нет. К примеру, в образовании в разных муниципалитетах оклады педагогов различаются, а это прямо противоречит тем же единым рекомендациям.
В целом суть практически всех выступлений сводилась к одному - денег в бюджете области не хватает, федеральный центр не слышит голос региона. Правда, как сказал председатель областного Комитета по культуре и искусству Сергей Ершов, в его организациях с выполнением рекомендаций все хорошо. А по словам председателя Комитета по физической культуре спорту Светланы Наумовой, в спорте дела обстоят еще лучше, чем в культуре.
На вопрос Александра Макаревича, какова оценочная потребность региона в средствах на доведение окладов до МРОТ, заместитель министра финансов Анна Уварова ответила, что по самым грубым подсчетам нужно порядка 4,5 миллиардов рублей. Но как только это будет сделано, тут же включится дифференциация зарплат и их нужно выравнивать дальше, на что потребуется дополнительно примерно такая же сумма. При этом нельзя забывать, что самый крупный работодатель в регионе – это бюджетная сфера, а значит всеми этими операциями искусственно будет увеличиваться средняя зарплата по региону и средний доход населения. Все это, в свою очередь, повлияет на зарплаты бюджетников, и к общим 9 миллиардам рублей моментально добавятся очередные расходы на увеличение зарплат тех, кто подпадает под майский указ президента.
«Нашего бюджета не хватит никогда, - резюмировала Анна Уварова. - Даже если нам увеличат финансовую помощь. Это замкнутый круг, по которому мы бегаем, как пони на арене. Здесь нужно брать точечные моменты и доводить их до ума. Мы понимаем, что в любом случае от перестройки структуры заработной платы и от оптимизации никуда не уйти, и здесь мы приходим к такому понятию, как производительность труда, о которой и в 2012 году, и сейчас говорил президент. В любом случае эти работы нужно проводить, но это очень затратный механизм».
При этом, по ее словам, существует еще и модельный бюджет, в котором 10 миллиардов рублей - это северные надбавки, и которые не учитываются при расчете финансовой помощи региону. «Мы пишем регулярно, однако нас по зарплатам еще никто не услышал», - сказала в заключение замминистра финансов.
На комитете было принято решение взять небольшой тайм-аут с тем, чтобы по данному вопросу в ближайшем будущем выработать рекомендации органам исполнительной власти региона.
Кроме этого члены комитета одобрили решение направить в Совет законодателей при Федеральном Собрании подготовленный в качестве законодательной инициативы проект федерального закона о восстановлении в Трудовом кодексе РФ ранее действовавших норм, устанавливающих, что размеры базовых окладов и ставок заработной платы не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), а также предусматривающих, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат начислению на заработную плату с учетом стимулирующих и иных компенсационных выплат. Напомним, что обращение по данному поводу, подготовленное Александром Макаревичем, региональный парламент направил в октябре прошлого года в адрес председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и председателей палат Федерального Собрания Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина.