Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Среда, 13 Ноября 2024
15:37

Статус и полномочия областной Думы

Выдержка из Устава Мурманской области

(по состоянию на 1  июня 2022 года)

Статья 11

1. Государственную власть в Мурманской области осуществляют образуемые Мурманской областью самостоятельно органы государственной власти Мурманской области.

2. Систему органов государственной власти Мурманской области составляют:

законодательный орган Мурманской области;

высшее должностное лицо Мурманской области;

высший исполнительный орган Мурманской области;

иные органы государственной власти Мурманской области, образуемые в соответствии с Уставом Мурманской области.

2.1. Органы государственной власти Мурманской области входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

3. Полномочия органов государственной власти Мурманской области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.

Статья 13

Законодательную власть в Мурманской области осуществляет Мурманская областная Дума – представительный и единственный законодательный орган государственной власти Мурманской области (далее – областная Дума).

Глава 13. Законодательный орган Мурманской области

Статья 55

1. Областная Дума является постоянно действующим законодательным органом государственной власти Мурманской области.

2. Непосредственно полномочия областной Думы осуществляются депутатами областной Думы, избираемыми гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Мурманской области и обладающими в соответствии  с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 56

1. Областная Дума избирается в составе 32 депутатов сроком на 5 лет.

Исчисление срока, на который избирается областная Дума, начинается со дня ее избрания. Днем избрания областной Думы является день голосования, в результате которого областная Дума была избрана в составе не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

Срок полномочий депутата областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы областной Думы нового созыва. Началом работы областной Думы нового созыва является первое заседание областной Думы нового созыва.

2. Областная Дума нового созыва является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

3. Со дня избрания областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.

4. Установленный срок полномочий областной Думы не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

5. Число депутатов, работающих в областной Думе на профессиональной основе, устанавливается законом Мурманской области.

6. Статус депутата областной Думы, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.

Гарантии неприкосновенности депутата областной Думы устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.

7. Полномочия областной Думы прекращаются досрочно в случае:

а) принятия областной Думой решения о досрочном прекращении полномочий.

Постановление о досрочном прекращении полномочий областной Думы принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы по мотивированной инициативе не менее половины от установленного числа депутатов областной Думы. Указанное постановление принимается одновременно с постановлением о назначении внеочередных выборов депутатов областной Думы;

б) роспуска областной Думы Губернатором области по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", частями 5 и 6 статьи 76 Устава области;

в) вступления в силу решения Мурманского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

8. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы назначаются внеочередные выборы в областную Думу в соответствии с федеральным законом, Уставом и законом Мурманской области. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Статья 57

1. Основной формой работы областной Думы является заседание.

Заседание областной Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от установленного числа депутатов областной Думы.

Заседания областной Думы   проводятся не реже одного раза в три месяца.

2. Заседания областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Уставом Мурманской области, законами Мурманской области, а также Регламентом областной Думы.

3. Вновь избранная областная Дума собирается на первое заседание на девятнадцатый день со дня ее избрания.

Губернатор области может созвать заседание областной Думы ранее этого срока.

4. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

5. Порядок деятельности областной Думы определяется Регламентом областной Думы.

Статья 58

1. В структуру областной Думы входят Председатель областной Думы, Первый заместитель Председателя областной Думы, заместители Председателя областной Думы, комитеты областной Думы, аппарат областной Думы и иные рабочие органы областной Думы.

1.1. Для реализации своих полномочий и организации деятельности областная Дума в соответствии с Регламентом областной Думы:

а) избирает Председателя областной Думы, Первого заместителя Председателя областной Думы, заместителей Председателя областной Думы;

б) формирует комитеты областной Думы;

в) избирает из составов комитетов председателей комитетов областной Думы;

г) формирует, избирает иные рабочие органы областной Думы.

2. Депутаты областной Думы, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в областной Думе, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее – фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым части 2.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 2.1 настоящей статьи.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе, не вправе выйти из фракции,
в которой он состоит в соответствии с абзацем первым настоящей части. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 2.1 настоящей статьи, вправе образовывать постоянные депутатские группы, не являющиеся фракциями. Постоянной депутатской группой признается группа, в которую входит не менее трех депутатов областной Думы.

2.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в областной Думе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

2.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 2.1 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

2.3. Часть 2.3 признана утратившей силу Законом Мурманской области от 06.04.2022 № 2750-01-ЗМО.

2.4.         Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в части 2.1 настоящей статьи, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в областной Думе, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

2.5. Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной основе.

3. Деятельность областной Думы обеспечивается аппаратом областной Думы.

4. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

5. Областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

6. Расходы на обеспечение деятельности областной Думы предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение областной Думой или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами областного бюджета в какой бы то ни было форме в процессе исполнения областного бюджета не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности областной Думы или депутатов областной Думы.

Статья 59

1. Областная Дума:

а) принимает Устав области, поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Мурманской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Мурманской области;

(подпункт "б.1" утратил силу в соответствии с Законом Мурманской области от 06.07.2012     № 1495-01-ЗМО)

б.2) заслушивает ежегодный отчет Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;

б.3) заслушивает информацию о деятельности в Мурманской области территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, определяет порядок участия в заседаниях областной Думы руководителей органов исполнительной власти области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

б.4) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.

2. Законом Мурманской области:

а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором области;

б) устанавливается структура, порядок формирования и деятельности Правительства области;

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Мурманской области;

г) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Мурманской области;

д) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам)
и (или) основания и порядок их применения;

е) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Мурманской области и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Мурманской области;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Мурманской области, в том числе акциями (долями участия, паями) Мурманской области в уставных (складочных) капиталах организаций;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров Мурманской области;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Мурманской области;

к) устанавливаются порядок проведения выборов в областную Думу, порядок проведения выборов Губернатора области;

л) устанавливается административно-территориальное устройство Мурманской области и порядок его изменения;

м) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Мурманской области;

н) учреждаются награды и премии Мурманской области;

о) устанавливается порядок землепользования, использования других природных ресурсов, охраны и использования объектов природного и культурного наследия;

п) устанавливается административная ответственность за нарушение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области, а также по другим вопросам в пределах полномочий Мурманской области;

р) устанавливается порядок опубликования законов Мурманской области и нормативных правовых актов областной Думы, Губернатора области и Правительства области;

с) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области к ведению и полномочиям Мурманской области.

3. Постановлением областной Думы:

а) принимается Регламент областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

б) назначаются выборы в областную Думу, выборы Губернатора области;

(подпункт "б.1" утратил силу в соответствии с Законом Мурманской области от 06.07.2012 № 1495-01-ЗМО)

б.2) оформляется решение о ежегодном отчете Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;

в) назначается областной референдум в случаях, предусмотренных законом Мурманской области;

г) назначаются на должность и освобождаются от должности Председатель, заместитель Председателя, аудиторы Контрольно-счетной палаты Мурманской области в соответствии с законом Мурманской области;

д) назначается половина членов Избирательной комиссии Мурманской области в соответствии с федеральным законом и законом Мурманской области;

е) назначаются мировые судьи в соответствии с законом Мурманской области;

е.1) назначаются на должности Уполномоченный по правам человека в Мурманской области, Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области и досрочно прекращаются их полномочия в соответствии с законами Мурманской области;

ж) согласовывается назначение на должность первых заместителей Губернатора области;

з) согласовывается назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных должностных лиц в соответствии с федеральными законами;

и) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору области,
а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие в соответствии с Уставом Мурманской области;

к) подпункт "к" признан утратившим силу Законом Мурманской области от 06.04.2022 № 2750-01-ЗМО;

л) принимается решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы;

м) утверждается соглашение об изменении границ Мурманской области, а также согласовываются установление и изменение границ закрытых административно-территориальных образований Мурманской области;

н) оформляется решение о законодательной инициативе в Федеральном Собрании Российской Федерации;

о) оформляются решения о принятии либо об отклонении проекта закона Мурманской области, а также о принятии закона Мурманской области;

(подпункт "п" утратил силу в соответствии с Законом Мурманской области от 19.05.2008 № 966-01-ЗМО)

(подпункт "р" утратил силу в соответствии с Законом Мурманской области от 08.04.2014 № 1720-01-ЗМО)

с) одобряется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Мурманской области;

т) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области к ведению областной Думы.

4. Областная Дума в пределах и формах, установленных Уставом и законами Мурманской области:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за:

соблюдением  и исполнением законов Мурманской области;

исполнением областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Мурманской области;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.

Статья 60

1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Губернатору области, Правительству области, депутатам областной Думы, прокурору Мурманской области, представительным органам муниципальных образований, а также Мурманскому областному суду, Арбитражному суду Мурманской области, Избирательной комиссии Мурманской области, Контрольно-счетной палате Мурманской области по вопросам их ведения.

Уставом и законами Мурманской области может устанавливаться особый порядок осуществления права законодательной инициативы.

2. Проекты законов Мурманской области могут быть внесены в областную Думу в порядке народной законотворческой инициативы, осуществляемой в соответствии с законом Мурманской области.

3. Проекты законов Мурманской области, внесенные в областную Думу Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

4. Проекты законов Мурманской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Мурманской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Мурманской области, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии заключения Губернатора области. Данное заключение представляется в областную Думу в срок до 30 дней со дня поступления проекта закона Мурманской области Губернатору области.

Статья 61

1. Законы Мурманской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановления областной Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Закон Мурманской области, принятый областной Думой, в течение семи календарных дней направляется Губернатору области для подписания и обнародования.

3. Губернатор области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления к нему закона Мурманской области обязан подписать и обнародовать указанный закон либо отклонить его. В случае отклонения закона Мурманской области Губернатором области отклоненный закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

4. В случае, если при повторном рассмотрении областной Думой закона Мурманской области, отклоненного Губернатором области, закон Мурманской области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы, Губернатор области обязан подписать и обнародовать указанный закон в течение семи календарных дней с момента его поступления к нему.

5. В случае, если при повторном рассмотрении закона Мурманской области областная Дума согласится с изменениями и (или) дополнениями или частью изменений и (или) дополнений, предлагаемых Губернатором области, указанный закон подлежит принятию, подписанию и обнародованию в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи.

5.1. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона Мурманской области до его обнародования Губернатором области приостанавливает течение срока для обнародования закона Мурманской области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона Мурманской области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.

5.2. Если закон Мурманской области до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон Мурманской области не был подписан Губернатором области, он не может быть подписан), а Губернатор области отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в областную Думу для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

6. Проект закона Мурманской области рассматривается областной Думой не менее чем в двух чтениях.

Решение о принятии либо об отклонении проекта закона Мурманской области, а также о принятии закона Мурманской области оформляется постановлением областной Думы.

7. Закон Мурманской области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом Мурманской области не установлен другой порядок вступления его в силу.

8. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Мурманской области подлежат государственной защите на территории Мурманской области.