Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Вторник, 18 Июня 2024
08:16

Сотрудничество в рамках Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР)


2023 год

В 2023 году Мурманская областная Дума председательствует в Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Под председательством Дубового С.М., Председателя Мурманской областной Думы состоялись 56-е заседание Президиума и 63-е заседание Конференции ПАСЗР. Они прошли на базе Законодательного Собрания Калининградской области. В Конференции также приняла участие председатель комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и экономике Просоленко И.В. Конференция ПАСЗР поддержала ряд инициатив Мурманской областной Думы. Это, во-первых, обращение в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о введении полного запрета на взимание банковской комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Во-вторых, обращение Мурманской областной Думы к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральное законодательство в части совершенствования льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, а также о дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников. В-третьих, обращение о необходимости распространения права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющимся получателями социальной пенсии по инвалидности. Значительный блок вопросов, рассмотренных Конференцией ПАСЗР, был посвящен поддержке участников специальной военной операции (далее – СВО) и членов их семей. В частности, принято обращение к Председателю Правительства Российской Федерации и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о запрете банкам блокировать счета военнослужащих и мобилизованных граждан, куда поступают выплаты за участие в СВО, чтобы семьи этих граждан могли свободно пользоваться данными средствами. Кроме того, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлено обращение по вопросу сокращения сроков рассмотрения обращений участников СВО и членов их семей, в адрес Председателя Правительства Российской Федерации – обращение о продлении действия паспорта гражданина Российской Федерации для военнослужащих, находящихся в зоне СВО.

Кроме того, Конференция приняла изменения в Устав, Регламент ПАСЗР, Положение о Почетной грамоте. Традиционно на весенней сессии о своей работе отчитались профильные постоянные комитеты ПАСЗР. На 63-м заседании Конференции ПАСЗР было принято решение о создании Совета молодежных парламентов при Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее – Совет), утверждено Положение о Совете. Первая встреча молодежных парламентов Северо-Запада России прошла в Мурманске на базе Мурманской областной Думы 30 июня 2023 года. В мероприятии приняли участие молодые парламентарии всех 11 регионов Северо-Запада России, депутаты Мурманской областной Думы Круглова Л.Н., Биджоев К.М., Гришко А.А. и Иванов Г.А. В рамках заседания состоялась стратегическая сессия, модератором которой выступил заместитель Председателя Псковского областного Собрания депутатов Остренко В.В. Молодые парламентарии обменялись опытом работы, наметили планы на будущее. Председателем Совета избрана представитель Республики Карелия Литвинова Екатерина Андреевна, заместителем председателя – представитель Санкт-Петербурга Агафонов Дмитрий Леонидович.

Все вопросы, рассмотренные Конференцией ПАСЗР прошли предварительное обсуждение в профильных постоянных комитетах Ассоциации. В отчетный период состоялось 12 заседаний 11 постоянных профильных комитетов ПАСЗР, 10 из которых прошли в очном формате и 2 – в заочной форме. Депутаты Мурманской областной Думы приняли участие в работе следующих постоянных комитетов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России:

по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу в г. Калининграде на базе Законодательного Собрания Калининградской области (Степахно Г.В.). Участники заседания обсудили и поддержали ряд обращений к Председателю Правительства Российской Федерации, Министру экономического развития Российской Федерации, Министру сельского хозяйства Российской Федерации, касающихся принятия отдельной федеральной программы по борьбе с распространением борщевика Сосновского, увеличения объемов субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, государственной поддержки отечественной селекции объектов аквакультуры и производства рыбопосадочного материала. Отмечалось, что развитие индустриального рыболовства имеет важное значение для экономики регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Подчеркивалось, что успешная реализация инвестиционных проектов в указанной сфере позволит удовлетворить потребность предприятий аквакультуры регионов и обеспечить поставки в другие субъекты. В то же время, для привлечения частного бизнеса к инвестированию, отрасли необходима выработка на федеральном уровне механизмов прямой государственной поддержки отечественного кормопроизводства и селекции. На заседании также затрагивался вопрос об упрощении регулирования любительского рыболовства горбуши в водных объектах Северного рыбохозяйственного бассейна. Отмечалось, что для снижения численности горбуши целесообразно расширять масштабы ее промыслового лова в реках Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областях;

по образованию, науке и высшей школе (Гиляров А.Г., Гисмеев А.Р., Белошеев М.В.). Одно из них прошло в г. Вологде на базе Законодательного Собрания Вологодской области, другое – в режиме видео-конференц-связи. Председатель комитета Мурманской областной Думы по образованию и науке Гиляров А.Г. представил на заседании комитета доклад о региональной грантовой поддержке системы образования в Мурманской области. Он сообщил, что 2022 году на грантовую поддержку образовательных организаций региона из средств областного бюджета было выделено 420 миллионов рублей. Программа затрагивает все сферы образования Мурманской области: грантополучателями стали учреждения дополнительного образования, школы, высшие учебные заведения, научные организации. Были поддержаны проекты самой разной направленности, в том числе исследовательские, инновационные, социально ориентированные. В центре внимания парламентариев были вопросы, затрагивающие все регионы Северо-Запада России и требующие решения на федеральном уровне. Один из них – о нормативном регулировании и источниках финансирования организации проведения медицинских осмотров совершеннолетних обучающихся в период и перед началом производственной практики. В Мурманской области затраты, связанные с организацией медицинских осмотров, включаются в затраты на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ, то есть, финансируются из регионального бюджета. Есть регионы, в которых совершеннолетние обучающиеся профессиональных образовательных организаций проходят медицинские осмотры за свой счет или же действует смешанная система финансирования из разных источников. Члены комитета предложили направить обращение Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости установления единообразного правоприменения норм о прохождении профилактических медицинских осмотров. Другая важная тема, затронутая на заседании комитета, – подготовка и проведение государственной итоговой аттестации. В соответствии с федеральным законодательством компенсация за эту работу выплачивается только педагогическим работникам образовательных организаций. Однако к данной работе зачастую привлекаются лица, занимающие должности в инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских подразделениях, осуществляющих вспомогательные функции. В целях соблюдения принципа социальной справедливости при выплате денежных компенсаций за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". На комитете было принято решение рекомендовать Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России поддержать данную законодательную инициативу. Кроме того, участники заседания обменялись информацией о системе оплаты труда педагогических работников, обсудили ситуацию с дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержали обращение к Министру просвещения Российской Федерации и Министру науки и высшего образования о недопустимости отмены обязательности результатов единого государственного экзамена по русскому языку;

по делам Севера и малочисленных народов в г. Вологде на базе Законодательного Собрания Вологодской области (Иванов Г.А., Клементьев А.В. (в режиме видео-конференц-связи). Члены комитета обсудили региональные особенности поддержки коренных малочисленных народов Севера. С информацией о работе по этому направлению в Мурманской области в 2020-2023 годах выступил депутат Мурманской областной Думы Иванов Г.А., который проинформировал членов комитета о мерах по сохранению культуры и языка саами и масштабной работе по прохождению процедуры утверждения алфавита саамского языка. Особое внимание на заседании комитета было уделено вопросу отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации. Парламентарии обсудили возможность внесения изменений в правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на отдых и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, обучающихся с 1 по 11 класс, действующая норма распространяется на детей, обучающихся с 5 по 8 класс. Кроме того, предложено также законодательно урегулировать вопрос установления компенсации родителям (законным представителям), проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов (части расходов) на оплату проезда их несовершеннолетних детей в детские оздоровительные лагеря;

по культурной политике и туризму в г. Сыктывкаре на базе Государственного Совета Республики Коми (Круглова Л.Н., Гришко А.А.). Парламентарии ознакомились с опытом г. Санкт-Петербурга и Калининградской области по развитию внутреннего и въездного туризма, обсудили поправки в статью 12 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Отмечалось, что при предоставлении федеральных субсидий на ремонт таких объектов необходимо предусмотреть приоритет для зданий, в которых располагаются региональные или муниципальные музеи. Поддержан ряд обращений ПАСЗР в адрес Правительства Российской Федерации, касающихся изменений в порядок передачи государству археологических предметов, обнаруженных в результате проведения изыскательных, проектных, земляных, строительных, мелиоративных и хозяйственных работ, а также обеспечения физической сохранности объектов культурного наследия после проведения на них комплекса ремонтно-реставрационных работ;

по экономической политике и бюджетным вопросам в г. Нарьян-Маре на базе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (Просоленко И.В., Ильиных М.В. (в режиме видео-конференц-связи). Просоленко И.В. подняла на заседании комитета ряд актуальных для Мурманской области проблем. Это, во-первых, проблема поддержки предприятий судоремонта. Она отметила, что Мурманская область – регион, исторически связанный с судоремонтной отраслью, на развитие которой повлияло существенное изменение внешних условий экономической деятельности. По мнению Просоленко И.В. эффективной мерой для поддержки судоремонтной отрасли может стать внесение изменения в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего предоставление на федеральном уровне льготы по налогу на имущество для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с исполнением государственного оборонного заказа. Во-вторых, по инициативе Просоленко И.В. члены комитета приняли решение о необходимости внесения изменения в Методику распределения дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации, исключив показатель уровня бюджетной обеспеченности при распределении данной дотации, или перевода дотации на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в форму целевой субсидии. В-третьих, Просоленко И.В. также обратила внимание участников заседания комитета на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и необходимость внести изменения в соответствующую Методику. Все инициативы Мурманской областной Думы были поддержаны парламентариями Северо-Запада России;

по экологии в г. Нарьян-Маре на базе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (Макаревич А.Г.). В центре внимания участников заседания были вопросы в сфере обращения с животными. Комитет поддержал предложение о введении обязательной регистрации (маркировки) домашних питомцев и безнадзорных животных, а также изучил предложения по совершенствованию федерального законодательства о животных. В частности, парламентарии полагают, что отсутствие законодательной нормы об обязательной регистрации домашних и безнадзорных кошек и собак не позволяет в полной мере вести количественный и качественный учет особей в России. Кроме этого, введение обязательной регистрации позволит повысить уровень персональной ответственности хозяина за своего питомца и существенно облегчить поиск пропавших животных. Члены комитета поддержали обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о возможности внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство об обращении с животными;

по правовым вопросам в г. Архангельске на базе Архангельского областного Собрания депутатов (Мищенко В.В.). На заседании комитета обсуждались меры поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, в том числе семей погибших военнослужащих и волонтеров, вводимые на территории субъектов Северо-Запада России. Рассмотрен законопроект, которым предлагается запретить финансовым управляющим банков блокировать банковские счета должников – военнослужащих, на которые перечисляются денежные выплаты, связанные с участием в СВО. Кроме того, рассмотрены проекты федеральных законов "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об аттракционах". По инициативе Мурманской областной Думы на заседании комитета обсуждалась концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", а также состоялся обмен опытом по проблемам, возникающим при передаче персональных данных от лиц, замещающих должности в силовых структурах, в органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

по социальной политике в г. Санкт-Петербурге на базе Законодательного собрания Ленинградской области (Гонтарь С.В., Лукичёва Л.А., Макаревич А.Г.). Участники заседания комитета рассмотрели более десяти вопросов, касающихся предоставления жилья детям-сиротам, лекарственного обеспечения рецептурными препаратами отдельных категорий граждан, отмены банковской комиссии при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также меры по улучшению кадровой ситуации в системе здравоохранения и дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников. По вопросам, затрагивающим все регионы Северо-Запада России и требующим решения на федеральном уровне, были подготовлены проекты обращений;

по природным ресурсам и природопользованию в заочной форме (Попов А.А., Богович А.Н., Черепанова Л.Н.). Рассмотрено и поддержано предложение Попова А.А. о необходимости совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды в части размещения площадок для накопления снега (снеговалки) на расстоянии не ближе чем на 1 000 или 500 метров от жилой зоны населенных пунктов. Поддержано также обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка использования древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях ее рационального использования для государственных и муниципальных нужд.

В первом полугодии 2023 года состоялось заседание постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству, работу которого координирует Мурманская областная Дума. В работе комитета, которое прошло на базе Псковского областного Собрания депутатов, приняли участие председатель постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству, заместитель Председателя Мурманской областной Думы Никора Е.В. и заместитель председателя постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству, заместитель председателя комитета Мурманской областной Думы по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Шадрин Ю.А. Заместитель председателя комитета Мурманской областной Думы по труду, вопросам миграции и занятости населения Свинин С.В. принял участие в заседании комитета в формате видео-конференц-связи. Основное внимание в повестке дня заседания комитета было отведено поиску новых направлений международного сотрудничества и взаимодействия. Так, парламентарии обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества регионов Северо-Запада России с государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества, со странами СНГ, с Северным форумом. Обсуждение вопросов повестки дня прошло при участии депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Пивненко В.Н., а также представителей Министерства иностранных дел Российской Федерации, Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Северного форума. Кроме того, обсудив перспективы взаимодействия с белорусскими партнерами и признав это направление сотрудничества стратегически важным для всех регионов Северо-Запада России, члены комитета решили продолжить обсуждение этой темы на следующем заседании комитета с приглашением партнеров из регионов Беларуси.


2022 год

Мурманская областная Дума с 1995 года является членом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее – ПАСЗР, Парламентская Ассоциация). ПАСЗР – это самостоятельная, самоуправляемая, добровольная организация законодательных органов 11 субъектов Российскй Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации. Это консультативно-совещательный орган, созданный в целях обмена опытом парламентской работы, выработки согласованных позиций по наиболее актуальным проблемам политического и социально-экономического характера, общих подходов к законодательной деятельности, а также для укрепления контактов между парламентариями. Рабочими органами ПАСЗР являются Президиум и 11 постоянных профильных комитетов. Высший орган Парламентской Ассоциации Северо-Запада России – Конференция, в которой участвуют парламентские делегации региональных парламентов – членов ПАСЗР.

В 2022 году Парламентской Ассоциацией Северо-Запада России поддержаны 3 обращения, подготовленные Мурманской областной Думой:

к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу финансирования мероприятий строительства и реконструкции очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в Кольский залив Баренцева моря через выпуски городов Мурманск, Кола и прилегающим к ним территорий;

к Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности по раздельному сбору и накоплению твердых коммунальных отходов и использованию вторичных ресурсов;

к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу финансирования мероприятий по очистке от мусора акваторий водных объектов, реализуемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" за счет средств федерального бюджета.

Также по инициативе Мурманской областной Думы в 2022 году Президиум ПАСЗР рассмотрел вопрос о вкладе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России и ее органов в реализацию Плана основных мероприятий в связи с председательством Российской Федерации в Арктическом Совете. На пленарных заседаниях Конференций Парламентской Ассоциации рассмотрены вопросы "О роли субъектов Северо-Запада России в интеграционных процессах с Республикой Беларусь" и "О современных направлениях международного сотрудничества и формировании новой межпарламентской региональной структуры", подготовленные постоянным комитетом ПАСЗР по  межпарламентскому сотрудничеству, работу которого координирует Мурманская областная Дума. Парламентарии Северо-Запада России поддержали предложение о формировании новой межпарламентской региональной структуры для создания альтернативного формата сотрудничества на Балтике, как площадки для генерации конструктивных подходов к международному сотрудничеству, продвижения объединительной повестки дня, демонстрации неизменности российского присутствия в регионе, с привлечением к этой работе законодательных органов субъектов Северо-Западного федерального округа, белорусских партнеров, а также других конструктивно настроенных иностранных представителей. Законодательным органам субъектов Российской Федерации – членам ПАСЗР рекомендовано осуществлять поиск новых форматов и направлений международного сотрудничества, активизировать работу по поиску партнёров из числа региональных парламентов стран-членов Евразийского экономического союза, БРИКС, ШОС, а также иных межнациональных объединений, содействовать установлению и развитию контактов, позволяющих эффективно продвигать соответствующую национальным интересам России повестку дня.

В 2022 году состоялось два заседания Президиума ПАСЗР и две Конференции ПАСЗР. Так, 54-е заседание Президиума ПАСЗР и 61-я Конференция ПАСЗР прошли в городе Нарьян-Маре на базе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. В их работе приняла участие делегация Мурманской областной Думы в составе Председателя Мурманской областной Думы Дубового С.М., председателя комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и экономике Просоленко И.В. и депутата Мурманской областной Думы Белошеева М.В.

55-е заседание Президиума ПАСЗР и 62-я Конференции ПАСЗР прошли в городе Мурманске на базе Мурманской областной Думы. В работе пленарного заседания Конференции ПАСЗР приняли участие Председатель Мурманской областной Думы Дубовой С.М., Первый заместитель Председателя Мурманской областной Думы Мищенко В.В., заместители Председателя Мурманской областной Думы Никора Е.В., Степахно Г.В., а также председатели профильных комитетов Мурманской областной Думы.  

К парламентариям Северо-Запада России обратился Губернатор Мурманской области Чибис А.В., который выступил на Конференции с информацией об основных векторах развития Мурманской области. Кроме того, участники Конференции заслушали доклад Командующего Северным флотом адмирала Моисеева А.А. о роли Северного флота в укреплении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, защите ее национальных интересов в Арктике.

62-я Конференция ПАСЗР рассмотрела более 30 вопросов, среди которых проблемы законодательного регулирования социальной, налоговой, финансовой сфер, образования, культуры, поддержки военнослужащих и мобилизованных. Так, поддержаны  обращения к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу об установлении мер, направленных на устранение случаев мошенничества при предоставлении физическим лицам микрозаймов без их личного присутствия, к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации и Министру финансов Российской Федерации по вопросу возможности установления единовременной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, из бюджета Российской Федерации. В ходе Конференции отмечалась необходимость корректировки законодательства, касающегося пенсионного обеспечения призванных на военную службу бывших военнослужащих и работников силовых структур. Было принято решение обратиться с данным вопросом в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках пребывания в Мурманской области делегаты Конференции ПАСЗР – представители 10 субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации посетили Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО "НОВАТЭК-Мурманск", рыбоперерабатывающую фабрику ООО компания "МурманСиФуд", ФГУП "Атомфлот", побывали на борту атомного ледокола "50 лет Победы", атомного подводного крейсера К-407 "Новомосковск" в городе Гаджиево, тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" в ЗАТО город Североморск.
Председатель Мурманской областной Думы Дубовой С.М. единогласно избран Председателем Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
Заместителями Председателя ПАСЗР избраны Председатель Законодательного Собрания Вологодской области Луценко А.Н. и Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Шандалович Э.В.

Все вопросы, рассмотренные на конференциях ПАСЗР в 2022 году, прошли предварительное обсуждение в профильных постоянных комитетах Парламентской Ассоциации. В 2022 году состоялось 22 заседания постоянных комитетов ПАСЗР, 15 из которых прошли в очном формате, 5 – в формате видео-конференц-связи и 2 – в заочной форме.

На базе Мурманской областной Думы в отчетный период прошло  заседание постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления. Участники заседания обсудили проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", практику, сложившуюся в субъектах Северо-Запада, по реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части законодательного регулирования дополнительных ограничений для субъектов предпринимательства, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в объектах, расположенных в многоквартирных домах, проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами. О реализации региональных полномочий в данной сфере участников заседания проинформировали заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и представитель компании "Ситиматик" – регионального оператора по обращению с твердыми  коммунальными отходами.

Кроме того, в 2022 году депутаты Мурманской областной Думы приняли участие в заседаниях следующих профильных постоянных комитетов ПАСЗР:

заместитель председателя комитета Мурманской областной Думы по образованию и науке Клементьев А.В. и член комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и экономике Иванов Г.А. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по делам Севера и малочисленных народов. В центре внимания участников заседания была концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Обсуждалась необходимость предусмотреть право жителей Севера на получение в безвозмездное пользование земельных участков в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, определившего территорию, в границах которой соответствующий земельный участок может быть предоставлен гражданам в соответствии с Федеральным законом. Кроме того, рассматривалась возможность расширения Перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости и финансовой поддержки в виде субсидий на возмещение затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на выплату районных коэффициентов и надбавок в размере до 50 процентов затрат. Кроме того, участники заседания обсудили вопросы, касающиеся государственной поддержки оленеводства, состояния и мер поддержки языков народов Северо-Запада России, возможность для жителей труднодоступных северных территорий вставать на биржу труда удаленно. В частности, при обсуждении мер государственной поддержки оленеводства был поднят вопрос об использования блюд из оленины в школьном питании. Иванов Г.А. проинформировал депутатов о положительном опыте в городе Мурманске, где оленина включена в рацион школьников. Также парламентарии поддержали проект обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой исключить личное присутствие граждан, проживающих на территориях арктических регионов в труднодоступных и отдаленных местностях, для признания их безработными, а также предоставить им возможность перерегистрации в органах службы занятости посредством использования Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";

депутат Мурманской областной Думы Самарский О.Г. – в заседании постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления. Участники заседания обсудили практику регионов по реализации инициативного бюджетирования. Отмечалось, что проект является важным инструментом вовлечения населения в решение вопросов местного самоуправления, в каждом субъекте наработан свой опыт вовлечения граждан в этот процесс, есть и свои особенности. Главным остается одно – расходование части средств муниципального бюджета происходит при непосредственном участии жителей конкретных территорий при их последующем контроле. Участники заседания рассмотрели вопрос кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Основными проблемами были названы дефицит профессиональных кадров и недостаточный уровень профессионального развития специалистов. Подчеркивалось, что такая ситуация характерна для всех муниципальных образований России, особенно в дотационных субъектах. По итогам рассмотрения вопроса "О проблемах законодательного регулирования вопросов досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований" было принято решение подготовить проект обращения ПАСЗР к председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству;
депутаты Мурманской областной Думы Белошеев М.В. и Гисмеев А.Р. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе. Депутаты обсудили проблемы медицинского обслуживания студентов профессиональных образовательных организаций. Отмечалось, что для данной категории обучающихся нет единого подхода к порядку прохождения медицинских осмотров и диспансеризации, не определен и источник финансирования этих мероприятий. Кроме того, парламентарии поддержали проект федерального закона, который предусматривает преимущественный прием ребенка, находящегося под опекой, в том числе в приемной семье, в дошкольное учреждение и в школу, в которых обучаются его брат и сестра или проживающие с ним в одной семье дети. Данные изменения упростят приемным родителям выбор образовательной организации. В центре внимания членов комитета были также вопросы разработки федеральной программы капитальных ремонтов зданий дошкольных образовательных организаций, комплектование фондов муниципальных и школьных библиотек художественной, научно-популярной и патриотической литературой. Предложения по разработке соответствующей федеральной программы с финансированием из федерального бюджета (аналогично программе капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций) были включены в обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации;

Первый заместитель Председателя Мурманской областной Думы Мищенко В.В. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по правовым вопросам. Участники заседания обсудили законодательные инициативы по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха", "О связи", " О рекламе". Мищенко В.В. выступил на заседании с инициативой по внесению изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Данная инициатива вызвана необходимостью решения проблемы получения обращений от граждан и организаций массовой рассылкой на электронную почту без указания конкретного адресата. Предлагается также установить дополнительную гарантию реализации права граждан на обращение путем использования альтернативных форм доведения ответов до заявителя на письменные обращения и обращения в форме электронного документа,  закрепив за ними право получить копию ответа по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в обращении, если такие просьбы будет выражены заявителями. Участники заседания постоянного комитета обсудили инициативы об отпускных днях для доноров из числа студентов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; бесплатную юридическую помощь гражданам, отстаивающим в суде трудовые права; обязанность нотариусов при ведении наследственных дел проверять подлинность документов по Единому государственному реестру; унифицированную форму электронного обращения граждан в органы власти; законодательное регулирование психологической деятельности. Также депутаты законодательных собраний Северо-Запада России  обменялись опытом по созданию и функционированию в субъектах Северо-Запада государственных юридических бюро.  С информацией по этому вопросу выступил Мищенко В.В. В своем выступлении он отметил необходимость более взвешенно подойти к вопросу реформирования существующей системы оказания бесплатной юридической помощи. По итогам заседания постоянного комитета ПАСЗР по правовым вопросам было рекомендовано членам Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в своей работе по установлению государственной системы оказания бесплатной юридической помощи учесть региональный опыт по созданию на подведомственных территориях государственных юридических бюро. Кроме того, по инициативе Мищенко В.В. был рассмотрен вопрос о новеллах федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

председатель комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и экономике Просоленко И.В. и председатель комитета Мурманской областной Думы по строительству, благоустройству, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Павлов М.С. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по экономической политике и бюджетным вопросам.  На заседаниях обсуждались инициативы по поддержке бизнеса. Единодушное одобрение получило предложение о введении пятилетнего моратория на проведение в 2023 году обязательной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Эта мера призвана снизить налоговую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, стабилизировать условия ведения бизнеса и облегчить экономические последствия от введения ограничительных мер в период пандемии. Ещё одна инициатива комитета была направлена на поддержку малого бизнеса, занимающегося реализацией социально значимых товаров и услуг. Речь идёт о включении регионов Северо-Запада в эксперимент по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая система налогообложения". Члены комитета поддержали обращение к Председателю Правительства Российской Федерации, инициированное  Мурманской областной Думой, о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности по раздельному сбору и накоплению твердых коммунальных отходов и использованию вторичных ресурсов. В своем выступлении Павлов М.С. обозначил проблематику "мусорной" реформы, к которой в последние годы отмечается повышенное внимание как на федеральном уровне, так и в регионах. Кроме того, участники заседания также обсудили и поддержали предложение Государственного Совета Республики Коми обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросу о возможности участия в новой программе переселения граждан из аварийного жилья отдельных муниципальных образований субъектов Российской Федерации, которые завершили программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. Необходимость такого обращения вызвана принятым в августе 2022 года новым порядком предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года. В настоящее время определено только 9 субъектов – участников новой программы переселения, в связи с тем, что обязательным условием включения в нее является полное завершение мероприятий в рамках предыдущей программы. В обращении предлагается предоставить возможность отдельным муниципальным образованиям субъектов продолжить расселение граждан, не дожидаясь завершения этого процесса в других муниципалитетах этих регионов. Тем самым они смогут попасть в новую программу по переселению после завершения реализации действующей;

председатель комитета Мурманской областной Думы по культуре, молодежной политике, туризму и спорту Круглова Л.Н., председатель комитета Мурманской областной Думы по строительству, благоустройству, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Павлов М.С. и заместитель председателя комитета Мурманской областной Думы по культуре, молодежной политике, туризму и спорту Гришко А.А. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по культурной политике и туризму. Депутаты Северо-Запада России поддержали предложения по внесению изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", которым предлагается установить, что границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта, требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Еще одна инициатива по внесению изменения в указанный Федеральный закон предусматривает возможность для органов охраны объектов культурного наследия принимать решение о включении в Единый государственный реестр объектов, которые были выявлены до принятия действующего закона без проведения государственной историко-культурной экспертизы. Данная новелла призвана повысить эффективность осуществления государственной охраны, а также сократить расходование бюджетных средств. Законопроект также предусматривает введение понятия "Содержание объекта культурного наследия". Одобрено обращение к Министру культуры Российской Федерации по вопросам развития сети учреждений культурно-досугового типа в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек и укрепления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов в сфере культуры. На заседании также обсуждались перспективы развития профессионального образования в сфере культуры и искусства в субъектах Северо-Западного федерального округа, а также проблемы формирования фондов муниципальных и школьных библиотек художественной, научно-популярной и патриотической литературой. Кроме того, депутаты обсудили возможность распространения детского туристического кэшбека на городские лагеря дневного пребывания. Еще одна инициатива касалась внесения изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" в части включения положений по защите объектов культурного наследия;

заместитель Председателя Мурманской областной Думы Степахно Г.В. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу. Депутаты Северо-Запада России обсудили вопросы финансирования государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", реализацию первого этапа предоставления инвестиционных квот на вылов водных биологических ресурсов, а также совершенствование порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Степахно Г.В. выступил с информацией о законодательном обеспечении государственной поддержки развития рыбохозяйственного комплекса Северо-Запада России с учетом социально-экономических особенностей прибрежных регионов. Он отметил необходимость в законодательном порядке или в рамках соответствующих нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации предоставить определенные преференции рыбопромышленным предприятиям на весь период санкционных мер: не увеличивать для рыбаков плату за пользование водными биологическими ресурсами, предоставить таможенную амнистию "незаходным" судам, поддержать на государственном уровне и стимулировать развитие отечественного судоремонта. Также по инициативе заместителя Председателя Мурманской областной Думы Степахно Г.В. был рассмотрен вопрос "О мерах государственной поддержки птицеводства: роль, место, значение и реальные перспективы в аграрном секторе экономики Северо-Западных регионов России". По итогам своего выступления он предложил участникам заседания проанализировать положение дел в регионах Северо-Запада России в подотрасли сельского хозяйства "Птицеводство". Кроме того, на заседании комитета парламентарии Севро-Запада России выступили с инициативой выделения льготных ипотечных кредитов для строительства жилых домов на сельских территориях без услуг подрядной организации. Они поддержали обращение к Председателю Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям для выделения льготных кредитов на строительство жилых домов без услуг подрядной организации;

председатель комитета Мурманской областной Думы по здравоохранению Лукичёва Л.А., председатель комитета Мурманской областной Думы по социальной политике и делам семьи Гонтарь С.В. и председатель комитета Мурманской областной Думы по труду, вопросам миграции и занятости населения Макаревич А.Г. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по социальной политике. Обсуждались обращения к руководителям федеральных органов власти и законодательные инициативы в сфере здравоохранения, социальной политики, пенсионного обеспечения, а также обеспечения жильем детей-сирот. Участники заседания обсудили вопросы оптимизации порядка предоставления единовременных денежных выплат на детей, дополнительной поддержки детей-инвалидов и модернизации учреждений социального обслуживания. Также шла речь о гарантиях и мерах социальной поддержки семьям военнослужащих;

председатель комитета Мурманской областной Думы по труду, вопросам миграции и занятости населения Макаревич А.Г., председатель комитета Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации Попов А.А. и заместитель председателя комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам, налогам и экономике Иванов М.А. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по экологии. Одно из заседаний прошло на одном из крупнейших предприятий Архангельской области – целлюлозно-бумажном комбинате. Депутаты обсудили вопросы совершенствования законодательной базы в области охраны окружающей среды, реконструкции очистных сооружений, очистки от мусора акваторий водных объектов и другие темы. Подчеркивалась необходимость перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и совершенствования правового регулирования в сфере обращения с безнадзорными животными. Кроме того, участники заседания обсудили проблему кадрового обеспечения лесной отрасли, вопросы государственной поддержки предприятий, занимающихся переработкой мусора, реконструкцию инженерных систем водоснабжения и водоотведения в городских округах и расширение перечня мероприятий в рамках проекта "Чистая вода", ужесточение контроля по использованию антенн и антенно-мачтовых сооружений в зонах жилой застройки. На заседании комитета отмечалось, что одна из основных проблем сферы лесного хозяйства – это недостаточная укомплектованность государственными лесными инспекторами. В настоящее время, учитывая зоны ответственности, их численность, по мнению экспертов, недостаточна. Парламентарии предлагают рассмотреть вопрос увеличения вознаграждения лесных инспекторов, а также расширить перечень мер социальной поддержки для таких специалистов. По итогам рассмотрения вопроса было принято решение обобщить региональную практику поддержки работников государственного лесного сектора для того, чтобы подготовить консолидированное обращение на федеральный уровень с предложениями по повышению престижности профессии государственного лесного инспектора;

председатель комитета Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации Попов А.А. и депутаты Мурманской областной Думы Богович А.Н. и Черепанова Л.Н. – в заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по природным ресурсам и природопользованию. В ходе заседаний, которые традиционно прошли в формате заочного голосования, комитетом были поддержаны обращения ПАСЗР по вопросу предоставления информации о внебиржевых договорах, заключенных в отношении круглых лесоматериалов и по вопросу внесения изменений в приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, регулирующие вопросы лесовосстановления.

В 2022 году состоялось два заседания постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству, работу которого координирует Мурманская областная Дума. Первое из них прошло в режиме видео-конференц-связи. Участники заседания обсудили вопросы международной повестки дня. Председатель постоянного комитета ПАСЗР, заместитель Председателя Мурманской областной Думы Никора Е.В. напомнил, что в 2021 году к России на период до 2023 года перешло председательство в Арктическом Совете – межправительственном форуме высокого уровня, центральном формате для развития сотрудничества арктических государств, ведущей межправительственной площадке для деполитизированного диалога. Под эгидой российского председательства запланировано к проведению более 100 международных арктических мероприятий в гибридном очно-заочном формате. Все они вошли в План, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации. Многие из этих мероприятий пройдут на территории субъектов Северо-Запада России, и представители Парламентской Ассоциации Северо-Запада России могут принять в них самое активное участие. Также в центре внимания участников заседания был вопрос о роли субъектов Северо-Запада России в интеграционных процессах с Республикой Беларусь. Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Шевченко А.А. в своем выступлении перед парламентариями Северо-Запада России обозначил важность изучения опыта взаимодействия на муниципальном уровне. Также говорилось об опыте и перспективе сотрудничества в тех сферах, которые могут обеспечить развитие регионов как в России, так и в Республике Беларусь. Отмечалась необходимость развития торгово-экономических, транспортных, туристических связей. О работе исполнительных органов государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа в сфере социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан рассказал начальник Управления анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами Федерального агентства по делам национальностей Власов И.А. Отмечалось, что проблема актуальна практически для всех субъектов Северо-Запада России, на территории которых реализуются крупномасштабные проекты, для практической реализации которых привлекаются иностранные граждане из бывших союзных республик, и задача государства – ориентировать мигранта на бесконфликтное пребывание на территории России. Кроме того, участники заседания обсудили эффективность побратимского сотрудничества в нынешних реалиях, его приоритеты и перспективы. Важность поддержания партнерских связей подчеркнул представитель Ассоциации "Породненные города" Мартынюк М.Т. По инициативе Законодательного Собрания Республики Карелия на заседании был рассмотрен вопрос о роли законодательных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в межрегиональном экономическом сотрудничестве по таким направлениям, как повышение доступности транспортных коммуникаций в пределах Северо-Западного федерального округа, формирование совместных туристических маршрутов. Заместителем председателя постоянного комитета ПАСЗР был избран депутат Мурманской областной Думы Шадрин Ю.А.

Второе заседание постоянного комитета ПАСЗР по межпарламентскому сотрудничеству прошло в городе Петрозаводске на базе Законодательного Собрания Республики Карелия. В заседании в качестве докладчиков приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Пивненко В.Н., представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, делегации 10 региональных парламентов – членов ПАСЗР. Участники заседания обсудили и единогласно поддержали предложение заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Пивненко В.Н. о формировании новой межпарламентской региональной структуры, с привлечением к этой работе законодательных органов субъектов Балтийского региона, Северо-Западного федерального округа, белорусских партнеров, а также других конструктивно настроенных иностранных представителей с учетом позиции Министра иностранных дел Российской Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володина В.В.
Также на заседании шла речь о сотрудничестве субъектов Северо-Запада России с Республикой Беларусь. Никора Е.В. подробно проинформировал о сотрудничестве Мурманской области с белорусскими партнерами. Кроме того, рассматривался вопрос о перспективах сотрудничества субъектов Северо-Запада России с Китайской Народной Республикой. Подчеркивалось, что мощный технологический, производственный и финансовый потенциал Китая, а также других стран – членов Шанхайской организации сотрудничества – необходимо задействовать для решения задач развития регионов.
По итогам рассмотрения вопроса "Об участии ПАСЗР в Парламентской Конференции Балтийского моря (ПКБМ)" было принято решение поддержать позицию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных парламентов Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Калининградской и Ленинградской областей о выходе из состава ПКБМ и инициировать отказ ПАСЗР от участия в статусе наблюдателя в ежегодных конференциях ПКБМ.


Участие депутатов 6-созыва в работе ПАСЗР