Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Среда, 17 Августа 2022
00:28
15...17 °C

10 августа - День памяти о подвиге сторожевого корабля "Туман"

Дата 28.07.2022

Рыболовецкий траулер РТ-10 "Лебедка" был построен в 1931 году и вошел в состав тралового флота Мурманска.

В декабре 1939 года РТ-10 мобилизовали на боевую службу. Его зачислили в класс дозорных кораблей и присвоили новое имя ДК-10. Во время советско-финляндской войны корабль под командованием А.А. Рагозина нес дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, конвоировал транспорты, выполнял обязанности базового корабля службы наблюдения и связи.

В 1941 году ДК-10 прошел модернизацию на Мурманской верфи. На нем установили одну носовую и одну кормовую пушки 45-го калибра. На мостике по обоим бортам поставили пулеметы, в корме — аппаратуру для постановки дымовой завесы, а также стеллажи для глубинных бомб. Он был переведен в класс сторожевых кораблей и получил имя "Туман". Командиром нового сторожевика назначили старшего лейтенанта Льва Александровича Шестакова. Это был его первый корабль.

26 июня 1941 года был торжественно поднят военно-морской флаг, и сторожевой корабль "Туман" вошел в состав Северного флота.

С началом Великой Отечественной войны фашистские войска развернули мощное наступление на Мурманск. Кораблям Северного флота пришлось с большим напряжением выполнять многочисленные задачи по обеспечению и поддержке частей 14-й армии, оборонявшей Мурманск. С конце июня 1941 года "Туман" нес дозор на входе в Кольский залив, сопровождал транспорт, перевозил десант.

4 августа 1941 года "Туман" в последний раз покинул родной берег, направляясь в дозор у входа в Кольский залив. К этому времени наступление немцев на Мурманск было остановлено, фронт стабилизировался на рубеже реки Западная Лица. Основные усилия врага были направлены теперь на пресечение наших морских перевозок. Начались массированные налеты авиации на Мурманск, активизировались действия вражеских подводных лодок и эскадренных миноносцев. Наиболее часто они появлялись на подходах к Кольскому заливу, где и предстояло нести дозорную службу "Туману".

С 4 по 10 августа "Туман" находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: "Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб". "С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием".

10 августа в 4 часа 25 минут СКР "Туман", следуя противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240°, обнаружил три эсминца противника на расстоянии 80-90 кабельтов с правого борта (позднее выяснилось, что это были "Рихард Байтцен", "Ханс Лоди" и "Фридрих Экольд").

Командир "Тумана" Лев Александрович Шестаков объявил боевую тревогу и полным ходом повел корабль в сторону наших береговых батарей на остров Кильдин. Заметив маневр дозорного корабля, эскадренные миноносцы увеличили скорость и через несколько минут, подойдя к "Туману" на расстояние 25 кабельтовых (4,63 км), открыли по нему огонь залпами из шести орудий, по два с каждого корабля. Силы были явно не равны. Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа "Редер", каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость (66,7 км/час).

Первый залп немецких кораблей оказался перелетным, однако осколками одного из снарядов, разорвавшегося около борта, перебило антенны. Корабль остался без радиосвязи. "Туман" пытался прикрыться дымовой завесой, но это не удалось: ее отнесло ветром. В корпусе появились первые пробоины. Следующие залпы эсминцев вызвали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу, а затем повредили полубак, мостик и ходовую рубку. Несколько человек из команды корабля были убиты, многие ранены. Погибли командир "Тумана" Л. Шестаков и комиссар корабля П. Стрельник. Артиллеристы продолжали отстреливаться из единственного сохранившегося носового орудия.

Личный состав "Тумана" держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести.

Пожаром были уничтожены все секретные карты, лейтенант М.М. Букин спас секретные документы штурманской службы, а краснофлотец А.И. Янин — машинные журналы. Раненный в обе руки военфельдшер И.Т. Петруша продолжал оказывать первую помощь: останавливал кровотечение, фиксировал переломы, руководил работой боевых санитаров.

В 4 ч 55 мин. эсминцы противника прекратили артогонь, так как потерявший управление "Туман" оказался закрытым своей дымовой завесой.

"Туман" получил 11 прямых попаданий 127-мм снарядов и имел крен 15 градусов на правый борт. В 5 часов 30 минут с корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели разместить раненых и эвакуировать остальных членов экипажа.

После гибели командира "Тумана" командование кораблем принял старший помощник лейтенант Л. Рыбаков. Он руководил операциями по спасению корабля и команды. Последним он и покинул "Туман".

В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем. СКР "Туман" погиб, не спустив советского Военно-морского флага. Из 43 членов экипажа 18 человек, включая командира, погибли в бою. Остальных моряков спасли подоспевшие на выручку корабли Северного флота.

В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбардировщика П-2 и 5 бомбардировщиков СБ. Одна из сброшенных ими 250-кг бомб попала в машинное отделение концевого эсминца "Рихард Байтцен". Поврежденный корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 года.

Оставшихся в живых членов экипажа СКР "Туман" разместили на береговой базе ОВРа — в Кувшинской Салме, а раненых — в госпиталях Полярного, Мурманска и губы Грязная. Вечером 10 августа 1941 года находившуюся на береговой базе часть экипажа "Тумана" посетили высшее политическое руководство флота, которые от имени командования поблагодарили весь личный состав сторожевого корабля за мужество и отвагу, проявленные во время боя и вручили личному составу корабля подарки от рабочих Мурманска.

Место гибели СКР "Туман" (69° 34' сев. широты, 33° 39' вост. долготы) объявлено координатами боевой славы. При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторожевого корабля "Туман".

В специальных нишах у его подножия "Памятника воинам – защитникам Заполярья" захоронена урна с останками Неизвестного солдата и две капсулы. В одной — политая кровью земля из Долины Славы. В другой — морская вода с места героической гибели корабля "Туман".

В 2010 году в честь присвоения г. Полярному звания «Город воинской славы» на площади Победы была установлена гранитная стела, окруженная  четырьмя скульптурными барельефами, с изображением событий, в связи с которыми городу присвоено это почетное звание. Одно из изображений посвящено подвигу сторожевого корабля "Туман".

Изменен 11.08.2022

Возврат к списку

Заседание Думы

Дата очередного заседания не назначена

Бесплатная юридическая помощь.

Минюст России совместно с Правительством Мурманской области информируют о возможности получения бесплатной юридической помощи в Мурманской области. Подробнее:
Информационный лист.
http://to51.minjust.ru
http://gov-murman.ru