Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Суббота, 20 Апреля 2024
15:07

День прибытия в Мурманск первого конвоя судов союзников СССР (1942 год)

Дата 11.01.2023
День прибытия в Мурманск первого конвоя судов союзников СССР (1942 год)

  11 января 1942 года в Мурманск прибыл первый Арктический конвой PQ-7. Караван судов привез от союзников по антигитлеровской коалиции по системе «ленд-лиз» военную технику, боеприпасы, продовольствие. С этого начались поставки стратегически важных грузов в СССР. 
  Накануне второй мировой войны советско-английские отношения нельзя было назвать особенно тёплыми из-за резких идеологических разногласий, но всё же именно в военно-морской области существовало некое понимание. 15 июня 1941 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль информировал президента США Франклина Рузвельта о том, что в случае войны Германии и СССР, он выступит за сотрудничество с Советским Союзом.
  По программе ленд-лиза СССР должен был ежемесячно получать от союзников более 500 тонн грузов.
  Изучив вопрос, специалисты пришли к выводу, что есть всего три пути доставки грузов. Первый – через Тихий океан. Из советских дальневосточных портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, а пропускная способность Транссиба была относительно невелика, но по нему доставлялась почти половина военных грузов. Второй – самый безопасный пролегал через Персидский залив и Иран, но использовать его начали только в 1942 году. А третий – самый быстрый, но и самый опасный – шёл из Великобритании и Исландии через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Суда проходили этот путь всего за 10–14 суток, но какой ценой… «Холодный угол ада» – так называли этот маршрут союзники.
  Первый конвой «Дервиш» вышел в море 21 августа 1941 года и уже через 10 дней был в Архангельске. На берег выгрузили деревянные контейнеры с 15 истребителями «Харрикейн», 3800 глубинных бомб и морских мин, грузовики, каучук, шерсть и солдатские ботинки. Историки отмечают, что до декабря 1941 года потерь в конвоях почти не было – немцев больше интересовала Москва, чем какой-то там Север. Атаки начались в конце 1941 года. Первые караваны пришли в Архангельск, а 11 января 1942 года – конвой пришёл уже в Мурманск, потому что архангельский порт замёрз.
  Это был союзный караван – PQ-7В в составе девяти судов, доставивший 25541 тонну военных и продовольственных грузов. Состав конвоя: советский пароход «Чернышевский» (Мурманское морское пароходство), британские пароходы «Импайр Ховард», «Импайр Холленд», «Импайр Активити», «Ботавен», «Импайр Реджшамк», «Ютланд» и пароходы под панамским флагом «Анероид» и «Рейг Куанти».
  Печально известный конвой РQ-17 вышел из Исландии 27 июня 1942 года. В Норвежском море его обнаружила немецкая воздушная разведка. А 4 июля британцы получили сведения о выходе из фьордов самого большого корабля германского флота – линкора «Тирпиц». Заполярные белые ночи сыграли свою роковую роль: суда были как на ладони и стали лёгкой добычей для немецких самолётов и подводных лодок. Из 36 транспортов дошли 11, погибли 153 человека, спасти удалось около 300 морякам.
  Узнав об этом, британское правительство принимает решение прекратить направлять в СССР новые конвои. И лишь под усиленным давлением Москвы в начале сентября в море вышел конвой РQ-18.
  Караваны из США и Великобритании доставляли не только танки и самолёты, боеприпасы и стратегическое сырье, они везли продовольствие: зерно, муку, пищевые концентраты, яичный порошок, сало, лярд (перетопленный жир). Часть этих грузов стали оставлять в Мурманске для нужд Карельского фронта, Северного флота и населения.
«Тогда у нас было одно море на всех – и англичан, и русских», – говорили ветераны, вспоминая историю полярных конвоев.
  Последний конвой пришел в Мурманск уже после официального окончания войны – 20 мая 1945 года.
  Всего за годы Великой Отечественной войны в Мурманском порту разгружено 250 судов, переработано свыше двух миллионов тонн грузов и отправлено на фронт по железной дороге свыше 12 тысяч вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.
  В арктических конвоях погибли десять судов Мурманского пароходства, в полном составе – экипажи пароходов «Ижора», «Куйбышев», «Кузнец Лесов», почти все моряки ледокольного парохода «А.Сибиряков», теплохода «Циолковский», парохода «Пролетарий»
  Во время экспедиции "Помни войну" военнослужащие Северного флота обнаружили места гибели некоторых кораблей, транспортов из состава конвоев.
  Теперь это координаты точек памяти, где корабли флота отдают дань уважения тем, которые навсегда остались в глубинах морей.
  К сожалению, основные объекты поиска — транспорты конвоя PQ-17 — в силу объективных причин так и не были найдены, а местоположение считавшихся ранее обнаруженными в экспедиции «Конвой-2003» транспортов Olopana и Alcoa Ranger в координатах, доведенных до мореплавателей, не подтверждено, теперь об этом можно говорить с полной определенностью.
  В этот день мы вспоминаем и тяжёлый труд моряков, которые везли сюда грузы, вспоминаем тех, кто их охранял. И, конечно же тех, кто невзирая на суровую заполярную погоду, голод и усталость, разгружали суда. За годы войны прямо во время работы погибли более сотни портовиков, ещё около 300 были ранены. Свыше 350 человек, работавших в годы Великой Отечественной в Мурманском торговом порту, были награждены орденами и медалями.

Изменен 19.10.2023

Возврат к списку