Дата 01.11.2017
На последнем заседании Мурманской областной думы в первом чтении был принят законопроект, вносящий изменения в областной закон "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области". Законопроект предусматривает внесение изменений в методику расчета субвенций, передаваемых в бюджеты муниципальных образований на финансирование льготного проезда обучающихся. Также он предполагает внедрение системы безналичной оплаты проезда и учета пассажиров на общественном транспорте, которая была введена в эксплуатацию постановлением областного правительства от 20 сентября 2016 года.
В ходе рассмотрения законопроекта в парламенте развернулась оживленная полемика. Некоторые депутаты высказали свои сомнения по поводу "подводных камней", кроющихся в нем. Так, Александр Макаревич попросил министра транспорта Дмитрия Соснина прокомментировать состоявшиеся при обсуждении проекта закона на заседании профильного комитета дискуссии о том, что размер субвенций, который будет устанавливаться муниципалитетам, и порядок расчета этих субвенций имеет скрытую форму регулирования количества поездок. Как сказал депутат: "Звучала такая статистика, где-то 60% обучающихся, пользующихся правом на льготный проезд, совершают больше 50 поездок, а 40% – меньше. Теперь, якобы, формула, предлагаемая данным законом, ориентирована на то, чтобы никто больше 50 поездок не мог совершить. На поверхности это не лежит, но находится в чреве данной формулы".
По словам Дмитрия Соснина, формула является универсальной и вместо понятия "льготный месячный проездной билет" вводится понятие "льготный билет", при этом он может быть любым – разовым, декадным, месячным. Предлагаемые изменения дают право применять гибкие системы тарифообразования и регулирования, поэтому проектом закона не предполагается никаких ограничений по количеству поездок.
Александр Макаревич пояснил Дмитрию Соснину, почему у него возникли опасения, что такие ограничения могут в дальнейшем появиться: "В проекте закона есть новелла, которая касается пункта 2 статьи 2 действующего закона, где написано, что порядок предоставления льготного проезда определяется правительством Мурманской области. В редакцию вашего законопроекта вкрадывается фраза, существенно меняющая суть дела. Вы пишете, что размер льгот по проезду и порядок предоставления льготного проезда определяется правительством Мурманской области. То есть вы предлагаете данным законопроектом делегировать правительству право не только определять порядок, но и устанавливать РАЗМЕР ЛЬГОТ. Здесь мне кажется и есть та красная черта, которую ни в коем случае нельзя переходить. В рамках второго чтения законопроекта его авторам необходимо предметно объяснить, что вкладывается в это понятие – в это новое полномочие регионального правительства и к чему это приведет на практике".
По словам Александра Макаревича, меры социальной поддержки, льготы в условиях, когда реальные доходы граждан падают, – очень чувствительные вещи. Они не могут видоизменяться, приводя к ухудшению положения северян, в данном случае обучающихся, и вести к росту социальной напряженности. "Принцип здесь должен быть один – лучше не трогать то, что подтверждено практикой и что работает нормально и эффективно, – подчеркнул Александр Макаревич. – Ни в коем случае нельзя допустить повторения ситуации, которая возникла после законодательных нововведений в предоставление льготным категориям гражданам фиксированной ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты (ЕЖКВ). В результате чего пострадало более 22 тысяч ветеранов труда – каждый четвертый получатель данной льготы!".
Депутат заявил, что в рамках второго чтения необходимо исключить из законопроекта все потенциальные посягательства на льготный проезд обучающихся – новый закон не должен ограничивать количество поездок в городском транспорте. Он подчеркнул, что готов поддержать позицию муниципалитетов, наделенных правом определять стоимость проезда в городском общественном электрическом и автомобильном транспорте, о выделении им именно субвенций, а не субсидий (что предполагает софинансирование расходов из местных бюджетов, а значит потребует выделения из них дополнительных средств). Необходимо также устранить в законопроекте несоответствие федеральному законодательству в части исполнения муниципальными образованиями переданных им полномочий.
Изменен 01.11.2017