В преддверии ежегодного отчета губернатора о результатах деятельности правительства Мурманской области в 2017 году, в том числе по вопросам, поставленным Мурманской областной думой, каждая депутатская фракция, согласно регламенту, вправе задать Марине Ковтун не более 5 письменных вопросов. Свой перечень вопросов подготовил руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Макаревич. Так как они достаточно объемные, мы будем публиковать их на нашем сайте по очереди.
Александр Макаревич подчеркнул: "К сожалению, в нашем регионе отчеты губернатора перед областным парламентом превратились, по сути, в своеобразную ритуальную акцию, где почти нет места самокритике и критическому взгляду на действия исполнительной власти, должностных лиц правительства, региональных министерств и иных ведомств.
Так сложилось, что в них не принято обстоятельно говорить о неудачах в решении тех или иных проблем, допущенных ошибках и глубоко анализировать их причины.
Стараниями отдельных депутатов от партии власти в предыдущем созыве приняты регламентные нормы, которые сводят предметное обсуждение отчета к минимуму – при его заслушивании представители фракций могут задать губернатору не более двух вопросов, а на выступления от имени фракции регламентом отводится до 5 минут. За всю практику таких отчетов дума ни разу не принимала развернутое постановление, ограничиваясь ни к чему не обязывающей формулировкой "принять к сведению".
Другой традиции – высказывать в адрес правительства конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения – до сегодняшнего дня так и не сложилось. По этой причине контрольные полномочия думы как высшего законодательного и представительного органа государственной власти Мурманской области не находят применения. В силу всего вышеперечисленного и после введенной Мариной Ковтун новации в канун Нового года выступать с докладами об итогах года, напоминающими послание президента Федеральному собранию, отчеты еще больше превратились в мало полезные для дела пиар-акции и выполнение предписанной законом формальности".
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в облдуме и региональное отделение партии предлагают жителям Заполярья, у которых есть вопросы к губернатору, правительству области, руководителям областных министерств и ведомств, направлять их с пометкой "Задай вопрос губернатору" в Мурманскую областную думу на электронную почту frsr@duma-murman.ru или по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. С. Перовской, 2, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"; либо в региональное отделение партии по адресу: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, 71, или на электронную почту region51-08@mail.ru. Самые актуальные из них будут оформлены в виде депутатских запросов и направлены в адрес губернатора.
ПУБЛИКУЕМ ПЕРВЫЙ ВОПРОС АЛЕКСАНДРА МАКАРЕВИЧА ГУБЕРНАТОРУ МАРИНЕ КОВТУН – ОБ ОТМЕНЕ ТРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
Жители Мурманской области при личных встречах, в обращениях, во время депутатских приемов подвергают резкой критике принятое Правительством Мурманской области и его социальными партнерами решение об отмене установленной с 1 января 2018 года минимальной заработной платы (МЗП) в Мурманской области в размере 15185 рублей. Данное решение расценивается как неправомерное, противоречащее выявленному конституционно-правовому смыслу положений ряда норм Трудового Кодекса РФ, духу Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П (далее – Постановление), а также правам и интересам работающих граждан Мурманской области, оплата труда которых регулируется МРОТ (МЗП), так как существенно ухудшает их материальное положение.
Согласно Постановлению начисление районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями сверх МРОТ, установленного федеральным законом, и МЗП в субъекте Российской Федерации носит общеобязательный характер.
В соответствии со ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным Соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.
По смыслу приведенных законоположений, указывается в Постановлении, МЗП в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Конституционного Суда РФ, МЗП в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Установленная в субъекте Российской Федерации МЗП, указывается в Постановлении, может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.
В механизме правового регулирования оплаты труда, также отмечается в Постановлении, такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины МРОТ, установленного федеральным законом.
С учетом изложенного обращающиеся ко мне граждане считают, что для отмены Соглашения о МЗП в Мурманской области не имелось необходимых оснований, на которые указывает Конституционный Суд РФ, а именно: 1) экономическая ситуация не изменилась к худшему, экономика региона развивалась стабильно, создавая условия для возможности учета величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Мурманской области; 2) величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе в установленном законодательством порядке не изменялась и составляет за II-квартал 2017 года 15185 рублей, что значительно превышает аналогичный российский показатель (11163 рубля).
Более того, в своем докладе 12 декабря 2017 года "Об основных итогах 2017 года и основных задачах на 2018 год" Вы публично заявили:
"2017 год я смело могу назвать успешным для Мурманской области. Общие усилия тысяч тружеников Мурмана позволили краю подняться на восьмое место в стране по итогам социально-экономического развития. Столь высокого результата мы добились впервые".
Позднее, на рабочей встрече с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Бегловым, Вы вновь подтвердили:
"Мурманская область демонстрирует рост сразу по всем индикаторам развития экономики: инвестициям, строительству, промышленному и сельскохозяйственному производству, розничной торговле, потреблению платных услуг".
Данные заявления подтверждают доводы о необоснованной отмене МЗП.
Кроме того, ряд северных субъектов Российской Федерации, к примеру, Республика Коми и Республика Карелия, несмотря на более сложную финансовую ситуацию в бюджетной сфере и значительно большую долговую нагрузку на бюджет, не отменили (в связи с принятием Постановления Конституционного Суда от 07.12.2017 № 38-П) ранее принятые региональные Соглашения о МЗП, размер которой установлен выше МРОТ, заявив перед федеральным центром соответствующие объемы дополнительной потребности в финансовых средствах на оплату труда работников бюджетной сферы.
Прошу Вас прокомментировать изложенные правовую позицию и факты, а также информировать, когда Правительство Мурманской области будет готово вернуться к практике установления размера МЗП путем заключения соответствующего Соглашения сторонами социального партнерства как дополнительной гарантии в целях повышения уровня оплаты труда работающих граждан в Мурманской области и учета более высокой стоимости жизни в регионе, что находит свое отражение в большей величине прожиточного минимума для трудоспособного населения по сравнению со среднероссийским показателем.