С 29 по 31 марта в Калининграде проходит заседание постоянного Комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по социальной политике. Повестка дня довольно обширная. Парламентарии рассмотрели 14 вопросов, четыре из них - от Мурманской областной думы. Их представили депутаты законодательного собрания Мурманской области Александр Макаревич и Надежда Максимова. Сразу скажем, что все предложения северян были полностью поддержаны членами комитета.
Один из вопросов касался Обращения Мурманской облдумы к председателю Совета федерации Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву по вопросу необходимости освобождения от налогообложения и уплаты страховых взносов вознаграждения приемным родителям, которые являются неработающими пенсионерами. Основанием для обращения послужили жалобы неработающих пенсионеров, которые заключили договоры о приемной семье и вследствие этого не могут воспользоваться рядом гарантий, предусмотренных законодательством для неработающих пенсионеров-северян, поскольку по гражданско-правовому договору им выплачивается денежное вознаграждение, являющееся объектом налогообложения и обложения страховыми взносами.
Проще говоря, Пенсионный фонд считает их работающими гражданами и отказывает в компенсации расходов на оплату проезда в отпуск и обратно раз в два года. Также данная категория граждан лишена права на ежегодную индексацию пенсий, которая проводится с 1 февраля каждого года, а перерасчет пенсии в связи с получением вознаграждения, производимый с 1 августа, составляет весьма незначительную сумму.
Как отметил Александр Макаревич, в Мурманской области на данный момент всего 556 приемных родителей, 198 из которых являются пенсионерами, в том числе 113 – неработающими пенсионерами. «Сложившаяся ситуация несправедлива по своей сути и противоречит духу Семейного кодекса РФ, которым определенен приоритет воспитания детей в семье, - отмечает депутат. - Приемные родители выполняют общественно значимую функцию - прививают приемным детям семейные ценности и воспитывают социально адаптированных граждан, а государство вместо поддержки, по сути, лишает их определенных льгот».
Члены комитеты одобрили и Обращение Мурманской областной думы к тем же адресатам, что и в первом случае, по внесению изменений в статью 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ, а также личным транспортом.
Эти изменения необходимы для того, чтобы устранить правовую коллизию и прекратить дискриминацию неработающих пенсионеров Севера, решивших отдохнуть за пределами РФ и на личном автотранспорте. Пенсионный фонд точно так же отказывает в компенсации расходов на оплату проезда в отпуск и обратно. При этом работающим северянам в соответствии с Трудовым кодексом такая компенсация производится. «Имеющая место правовая дифференциация носит несправедливый и дискриминационный характер, противопоставляя права работающих граждан по отношению к правам неработающих пенсионеров, - подчеркивает Александр Макаревич и добавляет, - эта проблема не находит своего разрешения около 15 лет из-за позиции правительства РФ, которое игнорирует выявленный в Определении Конституционного суда конституционно-правовой смысл нормативных положений Закона РФ, доводы, содержащиеся в Определениях Верховного Суда, законодательные инициативы северных регионов и сложившуюся ситуацию. При этом сложившаяся устойчивая судебная практика по удовлетворению исковых требований пенсионеров к территориальным органам Пенсионного фонда, когда удовлетворяется 99,7 процента исков, ярко говорит о том, что изменения законодательства давным-давно назрели».
Рассмотрен вопрос и об обращении в Совет Федерации, Госдумы и правительство РФ о необходимости расширения круга лиц, совместно проживающих с собственниками жилых помещений старше 70 лет в целях компенсации взноса на капитальный ремонт. На сегодняшний день статьей 169 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональным законом может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт, рассчитанного исходя из его минимального размера на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50%, восьмидесяти лет – в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан такого же возраста.
Законопроектом определяется возможность установления региональными законами компенсации расходов на уплату взноса на капремонт в случаях проживания в составе семьи с собственниками жилых помещений помимо неработающих пенсионеров дополнительно неработающих несовершеннолетних детей собственников жилья, неработающих несовершеннолетних детей, в отношении которых собственниками заключены договоры о приемной семье. На сегодняшний день в подобных случаях собственники жилья льготы по оплате взноса на капремонт лишаются. Но если учесть, что несовершеннолетние неработающие граждане не имеют никакого дохода, то целесообразно не лишать пожилых собственников жилья возможности получения компенсации расходов на уплату взноса на капремонт в случаях их совместного проживания с вышеназванными категориями детей.
Парламентарии Северо-Запада посчитали необходимым законодательно урегулировать в рамках статьи 169 ЖК РФ вопрос расширения круга лиц, совместно проживающих с собственниками жилых помещений старше 70 лет в целях компенсации взноса на капремонт и поддержали предложение мурманчан.
Наряду с этими комитет по соцполитике ПАСЗР рассмотрел вопросы по внесению изменений в действующее законодательство РФ в части приобретения медорганизациями медицинского оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу за счет средств Фонда обязательного медицинского образования; предложения Минздраву РФ и федеральному ФОМС - об исключении из территориальной программы ОМС понятия «средний срок лечения», а также рекомендации по введению отдельного тарифа по геронтологии (для лиц 70-летнего возраста и старше) в связи с тем, что увеличивающееся число граждан старшего поколения нуждается в постоянной господдержке, и, как следствие, необходимо повышение бюджетного финансирования на эти цели; и ряд других.
Как отмечает Александр Макаревич: «Полную поддержку членов комитета получила и законодательная инициатива наших коллег из Карелии о внесении изменений в «Закон о Северах…». Данными изменениями предлагается установить право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно для неработающих трудоспособных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы».