Одним из ключевых вопросов состоявшегося в прошлый четверг заседания Мурманской областной думы стало рассмотрение проекта закона о внесении изменений в закон об областном бюджете на 2018 и плановый период 2019-2020 годы. Новые характеристики параметров бюджета таковы: расходы возросли до 63 миллиардов рублей, а доходы, с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета в объеме 1 миллиарда 860 миллионов рублей, составили чуть более 58 миллиардов, дефицит - 4,3 миллиарда рублей.
В своем выступлении по данному вопросу руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Александр Макаревич подверг резкой критике внесенные правительством области изменения в закон о бюджете. По его словам, губернатор и правительство региона демонстрируют полное бессилие добиться изменения планов компании «ФосАгро» по снижению уплаты налогов в консолидированный бюджет (для сведения: в 2018 году сохраняется прогноз об уплате 1,6 миллиардов рублей, при этом в 2017 году было уплачено 5,8 миллиардов, а в 2016 – 8,5 миллиардов рублей). В этих условиях региональные власти неправильно определяют приоритеты в бюджетной политике и явно недорабатывают с федеральным центром при решении финансовых вопросов.
Из тех доходов, которые сейчас поступают в региональную казну, все средства правительство направляет на компенсацию выпадающих доходов теплоэнергетическим предприятиям. «Область получила 1 миллиард 860 миллионов рублей из федерального центра, никаких новых доходных источников не появилось, а за счет урезания целого ряда статей бюджетных расходов мы направляем теплоэнергетикам дополнительно к ранее выделенным еще 2 миллиарда 64 миллиона рублей! Практически все, что пришло из Москвы, мы бросаем в топку нашим теплоэнергетикам», - заявил депутат.
Надо отметить, что по давно сложившейся практике далеко не все расходы закладываются в бюджет и, как правило, вторую порцию финансирования выпадающих доходов теплоэнергетические компании получают при его весенне-летней корректировке. Перед заседанием думы, выступая на комитете по бюджету, Александр Макаревич задал представителям «Мурманэнергосбыта» вопрос: откуда такой рост выпадающих доходов? После того, как представители МЭС ответили, что покупают сейчас топочный мазут по 23-24 тысячи рублей за тонну, депутат заявил: «Если область будет сидеть сложа руки, то половину бюджета в следующем году нам придется сжечь в теплоэнергетической топке». Александр Макаревич сказал, что в условиях неконтролируемого роста цен региональным властям необходимо срочно обратиться в правительство РФ, а возможно и к президенту с тем, чтобы решить данную проблему. Предложение депутата заключается в следующем – в качестве госзаказа необходимо зафиксировать объем потребностей региона в топочном мазуте и цену на него и субсидировать из федерального бюджета производителям разницу между его биржевой и фиксированной стоимостью. Коллеги по депутатскому корпусу поддержали предложение Макаревича.
На заседании думы парламентарий обратил внимание на еще один не менее важный вопрос. На сегодняшний день область, несмотря на все обращения в федеральный центр, получила всего 840 миллионов рублей на решение проблемы, связанной с увеличением с 1 мая МРОТ до 11160 рублей и на выполнение Постановления КС по «северным надбавкам». В связи с этим Александр Макаревич отметил: «Депутатскому корпусу нужно посмотреться в зеркало. В феврале месяце мы направили в Госдуму обращение по данному вопросу. По поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина Комитет по бюджету направил запрос в Минфин РФ, ответ из которого был полностью приведен в ответе комитета в наш адрес. В нем сказано, что все проблемы, связанные с дополнительными расходами региона на эти цели, полностью урегулированы. И как-то мы спокойно отнеслись к этому письму. Однако после предлагаемых правительством региона изменений в закон о бюджете потребности муниципальных образований на повышение зарплат будут удовлетворены только на 53-70%, то есть проблема компенсации этих расходов полностью сохраняет свою актуальность. Поэтому предлагаю повторно проинформировать Володина, что регион не разделяет оценки, которые содержатся в письме Минфина и Комитета Госдумы». И это предложение было одобрено депутатами.
Также Александр Макаревич поднял еще одну принципиальную тему. Он заявил, что правительство менее четверти от необходимых средств выделяет на решение проблем, связанных с приобретением медицинского оборудования. Все деньги, которые высвободились после отмены постановления о реконструкции приемного покоя областной больницы, были, по словам представителей Минфина, направлены на повышение оплаты труда бюджетников и на решение проблем энергетиков, в то время как в городе Мурманске сложилась критическая ситуация – «со скрипом» работает один-единственный маммограф. В этом плане Александр Макаревич полностью поддержал выступление председателя Комитета по социальной политике и охране здоровья Надежды Максимовой. Он заявил представителям правительства региона: «Если вы сейчас не услышите требования депутатского корпуса, то можете не приходить с проектом закона о бюджете на второе чтение».
Многие депутаты высказали солидарность с позицией Александра Макаревича о том, что при корректировке бюджета необходимо предусмотреть выделение порядка 100 миллионов рублей на приобретение самых необходимых видов медицинского оборудования, в том числе, рентгеновских аппаратов и маммографов. «Абсолютно разделяю выступление коллег, которые отметили, что правительство Мурманской области в упор не слышит позицию депутатского корпуса ни по одному вопросу. Однако дума не погремушка в руках исполнительной власти, которой можно вертеть, как захочется», - подчеркнул парламентарий.
По итогам обсуждения законопроект едва набрал необходимое количество голосов, и то благодаря пошедшим в ход карточкам для голосования. В постановлении Мурманская областная дума предписала правительству региона ко второму чтению законопроекта 31 мая внести предложения по приобретению отдельных видов медицинского оборудования, предусмотрев соответствующее финансирование. По мнению многих наблюдателей, таким образом в нынешнем созыве региональный парламент впервые сделал попытку заявить о себе как о самостоятельном органе государственной власти.