Организатором мероприятия выступил Мурманский арктический государственный университет, посвятив встречу представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и высшего учебного заведения кадровой политике региона.
Александр Макаревич проинформировал участников "круглого стола" об эффективности действующих льгот и гарантий для работников северных регионов России. Как отметил депутат, ревизия системы северных льгот и социальных гарантий, начавшаяся с середины 90-х годов, привела к тому, что из 36 статей закона «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" сейчас действует только 12:
– Парадоксальная ситуация сложилась с компенсацией расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам. Они должны доказывать в суде это право в случае выезда за пределы России или на личном автотранспорте. 99,7 % судебных решений выносится в пользу пенсионеров-северян. При этом на судебные разбирательства отвлекается значительная часть сотрудников Пенсионного фонда, загружается судебная система. Давно назрел вопрос о внесении изменении в ст. 34 закона "О Северах…" Надо устранить существующую дискриминацию в правах неработающих пенсионеров-северян, распространив действующий порядок компенсаций, который предусмотрен для работающих граждан на Севере. Даже Пенсионный фонд считает, что внесение изменений в закон не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета. Мурманская областная Дума выходила с законодательной инициативой в Госдуму о внесении изменения в закон "О Северах…", которые бы исключили коллизию права в этом вопросе, но федеральным центром решение до сих пор не принято.
Далее Александр Макаревич заострил внимание на Постановлении Конституционного суда РФ от 07.12.2017 года о северных надбавках, в котором однозначно заявлена правовая позиция о том, что районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы не могут включаться в состав МРОТ, установленный федеральным законом, и в минимальную заработную плату, которая может устанавливаться в субъекте РФ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Суд постановил, что это является дополнительной гарантией в сфере оплаты труда и учитывает повышенную оплату в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Принимая во внимание выводы высшего суда РФ, минимальная заработная плата в Мурманской области должна быть пересмотрена в сторону увеличения. С 1 января 2018 года размер МРОТ установлен федеральным законом в сумме 9489 рублей. Парламентарий подчеркнул, что сегодня бремя по предоставлению гарантий и компенсаций более-менее могут нести крупные предприятия, но это, зачастую, не под силу среднему и малому бизнесу:
– Необходимо на государственном уровне принять ряд мер по снижению налоговой нагрузки, прежде всего, на малый и средний бизнес. Кроме того, правительство Мурманской области вместе с социальными партнерами на днях отменило трехстороннее соглашение о размере МЗП в сумме 15185 рублей. Полагаю, что это решение не вполне обосновано. В постановлении Конституционного суда указывается, что минимальная заработная плата, установленная в субъекте, может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий. Как отмечалось в докладе губернатора Мурманской области 12 декабря, регион достиг высоких показателей социально-экономического развития в 2017 году и занял 8 место по Российской Федерации. При этом величина прожиточного минимума для трудоспособного населения Мурманской области не пересматривалась и составляет на третий квартал этого года 15 097 рублей. После отмены регионального соглашения о МЗП никто из работающих северян в Мурманской области с 1 января 2018 года не должен будет получать менее федерального МРОТ с начисленными на него коэффициентом и полярными надбавками, то есть меньше 21824,7 рубля. Очевидно, что это повлечет за собой значительное увеличение расходов областного и местных бюджетов на оплату труда работников бюджетной сферы, которые в настоящее время в них не предусмотрены.
По мнению Александра Макаревича, органам государственной власти Мурманской области необходимо безотлагательно обращаться в федеральный центр, прямо заявляя, что без дополнительной помощи регион не сможет справиться с возникшей ситуацией, и при этом не занижать необходимых финансовых потребностей.
Также на встрече обсуждались вопросы миграции населения, возможности дополнительного профессионального образования, проблемы привлечения высококвалифицированных кадров на предприятия Мурманской области.