История развития парламентаризма в Мурманской области
История развития парламентаризма в Мурманской области
В 1994 году начался отсчет истории Мурманской областной Думы – законодательного органа Мурманской области.
Начало
Мурманская областная Дума — правопреемница областного Совета народных депутатов 21 созыва, полномочия которого были прекращены в связи с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 1993 года "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации формирование Мурманской областной Думы началось весной 1994 года. 20 марта северяне избрали 13 депутатов регионального парламента из установленных 25, которые образовали консультативно-совещательное Собрание депутатов. Обязанности председателя Собрания было поручено выполнять Сажинову Павлу Александровичу. После повторных выборов 27 ноября 1994 года число региональных парламентариев увеличилось до 20. Таким образом, Дума обрела легитимность и смогла решать все вопросы, отнесенные к ее компетенции.
Для размещения Думы было выделено здание, относящееся к объектам культурного наследия, расположенное по адресу: город Мурманск, улица С. Перовской, дом 2.
Это здание было построено в 1939 году по проекту архитектора В. Теребилова, выполненному на основе типового проекта школы. Оно предназначалось для размещения органов партийной и исполнительной власти области.
В 1949 году Мурманским облисполкомом было принято решение "произвести расширение путем пристройки двух крыльев и реконструкцию здания областных организаций, стоящего на ул. С. Перовской, с превращением этого здания в Дом Советов". Автором проекта пристроек стал архитектор Б. Тибилов ("Ленгосинжгорпроект"). Работы по реконструкции здания Дома Советов начались в 1950 году. В это же время трестом "Мурманскстрой" началось строительство двух корпусов пристроек и портика с колоннадой. Правое крыло Дома Советов было введено в эксплуатацию уже в 1950 году.
До 1961 в здании размещались Мурманский областной комитет КПСС и Мурманский областной исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся. В последующие годы в здании находился Совет народного хозяйства, а с 1968 года – управление "Севрыба", затем Мурманский областной Совет профсоюзов. В 1994 году здание было отдано для размещения вновь образуемого законодательного органа Мурманской области – Мурманской областной Думы.
19 декабря 1994 года состоялось первое заседание Мурманской областной Думы первого созыва. Председателем Думы коллеги избрали Павла Александровича Сажинова, заместителями Председателя — Сергея Николаевича Успенского и Игоря Константиновича Чернышенко. Дума утвердила постоянные комиссии: по организации работы областной Думы, вопросам законодательства, защите прав и свобод граждан (председатель А.Д. Крупадеров); по экономической политике, бюджетному и финансовому регулированию (председатель В.Г. Тюрин); по вопросам экологии, природопользования и хозяйственной деятельности (председатель В.В. Калайда); по охране здоровья и социальной защите населения (председатель Т.А. Кононенко); по науке, образованию, культуре и национальным вопросам (председатель Г.В. Андреева).
Первым нормативным правовым актом, принятым депутатами, стал Закон Мурманской области "О статусе и сроке полномочий Мурманской областной Думы".
17 декабря 1995 года состоялись очередные довыборы в областное законодательное собрание первого созыва, завершившиеся избранием 5 депутатов. В результате Мурманская областная Дума продолжила свою деятельность уже в полном составе – 25 депутатов. В апреле 1996 года председателем постоянной комиссии Мурманской областной Думы по экономической политике, бюджетному и финансовому регулированию был избран А.А. Иванов. В январе 1997 года в связи с назначением на пост заместителя Главы Администрации Мурманской области депутат В.В. Калайда сложил с себя депутатские полномочия. Тогда же Дума образовала шестую постоянную комиссию по вопросам рыбохозяйственной деятельности, морского транспорта, портов и судоремонта, которую возглавил В.Г. Тюрин, а председателем постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и хозяйственной деятельности законодатели избрали В.В. Ладана.
Депутаты Мурманской областной Думы первого созыва (список)
В ноябре 1995 года пять депутатов, представлявших трудовые коллективы и профсоюзные организации региона, образовали в Думе профсоюзную фракцию. В марте 1996 года на ее базе была создана депутатская группа "Инициатива", в которую вошли 6 законодателей. Тогда же оформилась вторая депутатская группа, определившая своей основной задачей формирование правовой базы для начала работы органов местного самоуправления в области.
Региональный парламент формировался и закладывал основы областного законодательства, при этом выполняя все функции представительного органа в нелегкое для страны время. Сложно шло становление современной российской государственности и новых общественных отношений. Экономика находилась в глубоком кризисе, нарастала социальная напряженность, обострялась политическая борьба. Первым депутатам приходилось начинать практически с "чистого листа". Законотворчество оказалось делом, требующим специальных знаний. Но народные избранники отличались умением напряженно работать. Законы, принятые депутатами первого созыва, заложили крепкий фундамент для социально-экономического развития региона
27 июня 1995 года принято решение выступить в качестве соучредителя областной газеты "Мурманский вестник".
28 февраля 1997 года учреждена Почетная грамота Мурманской областной Думы.
31 марта 1995 года Мурманская областная Дума поддержала предложение Законодательного Собрания Вологодской области об образовании Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) и приняла решение войти в Ассоциацию в качестве члена. На базе Мурманской областной Думы 25 апреля 1996 года прошла Конференция ПАСЗР с основным вопросом "О разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения".
Заседание Мурманской областной Думы первого созыва
Знаковым для регионального парламента и Кольского Заполярья стал 1997 год. Именно тогда после широкого обсуждения был принят Устав Мурманской области, закрепивший ее статус как субъекта Российской Федерации. Были определены приоритеты социально-экономического развития области, обозначены принципы организации государственной власти в области, созданы основы правовой базы становления и дальнейшего развития местного самоуправления в Мурманской области.
Всего за период работы Мурманской областной Думы первого созыва проведено 35 заседаний, рассмотрено 618 вопросов, принято 97 законов Мурманской области, заложивших основу регионального законодательства.
Преодолевая кризис
7 декабря 1997 года состоялись выборы в Мурманскую областную Думу второго созыва. Было избрано 24 депутата. Один мандат остался незамещенным. 9 января 1998 года состоялось первое заседание нового состава Думы, посвященное решению организационных вопросов. Председателем областного законодательного собрания вновь стал Павел Александрович Сажинов, Первым заместителем Председателя — Александр Дмитриевич Крупадеров, заместителями Председателя — Игорь Александрович Лебедев и Георгий Васильевич Тишков. Депутаты создали четыре комитета: по бюджету, финансам и налогам (председатель О.Н. Алексеев); по законодательству и местному самоуправлению (председатель Ф.Я. Коньков); по экономике и хозяйственной деятельности (председатель Н.Л. Сердюк); по социальной политике, делам малочисленных народов Севера и военнослужащих (председатель Т.А. Кононенко).
В Думе второго созыва действовала депутатская фракция "Наше Отечество".
15 марта 1998 года прошли повторные выборы в Думу, в результате которых был избран 25-й законодатель. Однако в связи с досрочным прекращением в апреле того же года полномочий депутата И.К. Чернышенко, назначенного на должность заместителя Губернатора Мурманской области, остались замещенными только 24 депутатских мандата. В декабре 1998 года депутаты сформировали новый комитет по науке, образованию, культуре, делам малочисленных народов Севера и молодежи (председатель В.Н. Ахрамейко).
Депутаты Мурманской областной Думы второго созыва (список)
Конец 1990-х годов – это времена экономического упадка, снижения объема промышленного производства, задержки зарплат и пенсий. Региональные парламентарии делали все возможное, чтобы максимально облегчить положение социально уязвимых жителей Мурманской области и поддержать старшее поколение, детей, работников системы образования, здравоохранения, культуры. Формируя систему законодательства, Дума никогда не забывала о своей главной задаче – создать условия, обеспечивающие достойную жизнь людей.
Депутатами второго созыва был сделан акцент на построении эффективной системы взаимодействия всех уровней власти и управления, правовом регулировании вопросов экономики, финансово-бюджетной сферы, инвестиционной и хозяйственной деятельности, налогообложения, а также социальной сферы. Во втором созыве произошел переход к принятию областного бюджета до начала очередного финансового года, что позволило муниципальным образованиям принять свои бюджеты также до наступления нового года.
Законодательное собрание развивало и контрольные функции. В 1998 году начала свою деятельность Контрольно-счетная палата Мурманской области, основной задачей которой был контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
16 октября 1998 года в Мурманской областной Думе прошло совещание руководителей представительных органов местного самоуправления по вопросам создания Координационного Совета представительных органов местного самоуправления Мурманской области. 13 января 1999 года состоялось первое заседание Координационного Совета.
Выездное заседание Координационного Совета представительных органов местного самоуправления Мурманской области в ЗАТО г. Североморск
За период работы Мурманской областной Думы второго созыва проведено 46 заседаний Мурманской областной Думы, рассмотрено 1095 вопросов, в копилку областного законодательства добавлено 230 законов Мурманской области.
Новый виток развития
В декабре 2001 года жители области избрали Мурманскую областную Думу третьего созыва в составе 25 депутатов. Срок их полномочий в соответствии с Уставом области составил пять лет. На первом организационном заседании Думы председателем был вновь избран Павел Александрович Сажинов, Первым заместителем Председателя — Олег Николаевич Алексеев. Образовано 6 комитетов: по бюджету, финансам и налогам (председатель О.Н. Алексеев); по экономической политике и хозяйственной деятельности (председатель В.В. Сайгин); по природопользованию и агропромышленному комплексу (председатель В.В. Калайда); по законодательству и государственному строительству (председатель А.Д. Крупадеров); по образованию, науке и культуре (председатель В.Н. Ахрамейко); по социальной политике и охране здоровья (председатель Н.П. Максимова). Все председатели комитетов являлись заместителями Председателя Мурманской областной Думы. Кроме того, заместителем Председателя был избран Ф.Я. Коньков.
В состав Думы были избраны хорошо известные люди Кольского края: ученые, производственники, управленцы, работники бюджетной сферы. Им удалось сохранить и закрепить все лучшее как в законодательстве, так и в парламентской практике.
Депутаты Мурманской областной Думы третьего созыва (список)
Эти годы прошли под знаком масштабных реформ: местного самоуправления, социальной, бюджетной, налоговой, административной, судебной.
29 мая 2002 года в развитие положений федерального законодательства о формировании судебной системы принят Закон Мурманской области "О мировых судьях в Мурманской области". 26 декабря 2002 года Мурманская областная Дума на своем заседании впервые назначила на должности четырех мировых судей Терского, Ковдорского районов области и закрытых административно-территориальных образований Снежногорск и Заозерск. На заседании областной Думы назначенные мировые судьи принесли присягу.
Изменилось федеральное законодательство о порядке согласования кандидатур на должности судей федеральных судов. Новый порядок предусматривает их согласование в квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с этим областной Думой был принят Закон Мурманской области "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Мурманской области".
Особое внимание в этот период уделялось вопросам развития социальной сферы: трудовым отношениям, квотированию рабочих мест для инвалидов, государственной поддержке работников бюджетной сферы, организации обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области.
25 июня 2004 года принят Закон Мурманской области "О Гербе и Флаге Мурманской области".
20 августа 2004 года законодательная инициатива Мурманской областной Думы "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" стала Федеральным законом.
27 июня 2002 года принято обращение Мурманской областной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации Земельного кодекса Российской Федерации.
6 – 8 июня 2002 года на базе Мурманской областной Думы состоялась XXIII Конференция Северо-Западной Парламентской Ассоциации. Три года (с 2002 по 2004) Мурманская областная Дума председательствовала в ПАСЗР.
23 марта 2006 года внесены изменения в Устав Мурманской области, в соответствии с которыми установлена новая численность депутатов Мурманской областной Думы – 32.
В Мурманской областной Думе третьего созыва действовали три депутатских объединения: депутатская группа "Народный депутат Мурмана", депутатская группа "Единый Мурман" и депутатская фракция "Единая Россия".
Депутатская группа "Народный депутат Мурмана", 2007 год
|
Депутатская фракция "Единая Россия", 2007 год
|
За период работы Думы третьего созыва состоялось 73 заседания, рассмотрено 2470 вопросов, принято 515 законов Мурманской области.
Опыт предшественников и новые инициативы – на благо области
Определенный отпечаток и двойную ответственность депутатов – перед избирателями и перед партией – накладывает избрание половины состава Думы по партийным спискам. Впервые по смешанной схеме (половина депутатов – от политических партий, а другая половина – по мажоритарным округам) были избраны 32 депутата Мурманской областной Думы четвертого созыва 11 марта 2007 года.
Председателем стал Евгений Викторович Никора, Первым заместителем Председателя – Лариса Сергеевна Александрова, заместителями Председателя — Олег Николаевич Алексеев и Александр Дмитриевич Крупадеров. Были сформированы 10 комитетов: по бюджету, финансам и налогам (председатель В.А. Алешин); по экономической политике и хозяйственной деятельности (председатель В.И. Горин); по социальной политике и охране здоровья (председатель Н.П. Максимова); по образованию, науке и культуре (председатель Р.И. Трипольский); по вопросам местного самоуправления (председатель А.Л. Первухин); по вопросам малого и среднего предпринимательства (председатель В.А. Пимин); по природопользованию и агропромышленному комплексу (председатель А.С. Иванов); по делам семьи, молодежи и спорту (председатель А.С. Митин); по делам ветеранов и пожилого человека (председатель Л.И. Зажигина); по законодательству и государственному строительству (председатель П.А. Сажинов).
Было зарегистрировано 4 фракции: "Единая Россия", "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь", "КПРФ", "Мурманское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России".
Депутаты Мурманской областной Думы четвертого созыва (список)
Депутатам четвертого созыва в полной мере удалось сохранить ритм и качество законодательного процесса, а также традиции, заложенные народными избранниками предшествующих созывов. Основное внимание депутатского корпуса было направлено на создание нормативной правовой базы, необходимой для успешного развития экономики и социальной сферы Кольского Заполярья, повышения качества жизни северян. Актуальными становятся вопросы противодействия коррупции, развития демократии и формирования гражданского общества, нотариата, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, туризма, организации транспортного обслуживания населения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Сформирована региональная законодательная база в связи с образованием ЗАТО Александровск, внесены изменения в Устав Мурманской области и в Закон Мурманской области "Об административно-территориальном устройстве Мурманской области", закрытое административно-территориальное образование Александровск включено в перечень территориальных образований региона, статусом административного центра нового закрытого административно-территориального образования наделен г. Полярный.
В 2007 году в Мурманской областной Думе впервые в соответствии с требованиями федерального законодательства состоялись публичные слушания по проекту закона "Об областном бюджете на 2008 год", в 2008 году – публичные слушания по проекту закона Мурманской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год". 3 декабря 2009 года впервые основной финансовый документ области – Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" – принят Мурманской областной Думой на трехлетний период. Начиная с этого времени, работа над законопроектом об областном бюджете проходит на основе программно-целевого метода.
В целом Думой четвертого созыва принято 605 законов Мурманской области, многие из которых явились базовыми: "О противодействии коррупции в Мурманской области", "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области", "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области", "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности и традиционные промыслы", "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области", "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области", "О радиационной безопасности населения на территории Мурманской области", "О развитии сельского хозяйства Мурманской области", "О защите нравственности и здоровья детей в Мурманской области", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области", "О пожарной безопасности в Мурманской области" и другие.
23 октября 2008 года впервые в соответствии с принятым Законом Мурманской области "Об Общественной палате Мурманской области" в состав Общественной палаты Мурманской области от Мурманской областной Думы избраны 15 представителей региональных общественных объединений.
В 2010 году в Мурманской области создан институт Уполномоченного по правам ребенка. 21 октября 2010 года на заседании областной Думы принят Закон Мурманской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Мурманской области", определивший статус, компетенцию, организационные формы деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области.
С октября 2010 года началась прямая трансляция заседаний Мурманской областной Думы в сети Интернет.
6 ноября 2008 года впервые в рамках заседания Мурманской областной Думы состоялся "правительственный час", посвященный переходу на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. С информацией на эту тему перед депутатами областной Думы выступил министр социального развития Мурманской области.
25 марта 2009 года на заседании Мурманской областной Думы принято решение о наделении Дмитриенко Дмитрия Владимировича полномочиями Губернатора Мурманской области. 23 июня 2010 года впервые на заседании областной Думы заслушан ежегодный отчет Губернатора области о результатах деятельности Правительства области.
В декабре 2009 года между Мурманской областной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заключено Соглашение о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.
8 июня 2009 года на базе Мурманской областной Думы состоялась очередная XXXVII Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР), в работе которой приняли участие парламентские делегации всех субъектов Северо-Западного федерального округа.
25 – 26 мая 2010 года с участием депутатов Мурманской областной Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли Дни Мурманской области.
17 – 19 октября 2011 года в Мурманской области на площадке Мурманской областной Думы состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на тему "О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)".
Повышая эффективность законодательства
4 декабря 2011 года была избрана Дума пятого созыва в составе 36 депутатов. Половина депутатов была избрана от политических партий, а другая половина — по мажоритарным округам. На первом организационном заседании Думы Председателем был избран Василий Николаевич Шамбир, Первым заместителем Председателя — Марина Васильевна Ковтун, заместителями Председателя — Александр Дмитриевич Крупадеров, Александр Геннадьевич Макаревич, Надежда Петровна Максимова, Вячеслав Алексеевич Попов, Павел Александрович Сажинов, Андрей Васильевич Чернев, Игорь Константинович Чернышенко.
Образовано 12 комитетов: по бюджету, финансам и налогам (председатель Б.В. Пищулин); по законодательству и государственному строительству (председатель В.В. Мищенко); по образованию, науке и культуре (председатель Н.Н. Ведищева); по труду и социальной политике (председатель Ю.А. Паюсов); по вопросам безопасности, военно-промышленного комплекса, делам военнослужащих и закрытых административно-территориальных образований (председатель М.В. Ильиных); по экономической политике и хозяйственной деятельности (председатель М.В. Антропов); по природопользованию, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу (председатель Г.В. Степахно); по вопросам местного самоуправления (председатель Ю.А. Шадрин); по делам семьи, молодежи и спорту (председатель Л.Н. Круглова); по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель В.Г. Безуглый); по охране здоровья (председатель О.Г. Минин); по экологии и охране окружающей среды (председатель Н.В. Лещинская).
В областной Думе пятого созыва были зарегистрированы 4 фракции: фракция политической партии "Единая Россия" в количестве 22 депутатов (руководитель фракции М.В. Ковтун); фракция политической партии "Справедливая Россия" в количестве 5 депутатов (руководитель фракции А.Г. Макаревич); фракция политической партии "КПРФ" в количестве 5 депутатов (руководитель фракции Г.В. Степахно); фракция политической партии "ЛДПР" в количестве 3 депутатов (руководитель фракции В.Г. Безуглый). Депутат И.О. Найденов не вошел в состав ни одной из фракций.
В конце 2014 года в Думе произошли кадровые изменения. Председателем регионального парламента был избран Михаил Васильевич Ильиных (который после избрания М.В. Ковтун на должность Губернатора Мурманской области стал Первым вице-спикером). Он также возглавил фракцию "Единая Россия". Бориса Валентиновича Пищулина депутаты выбрали Первым заместителем Председателя. Комитет по вопросам безопасности, военно-промышленного комплекса, делам военнослужащих и закрытых административно-территориальных образований возглавил А.В. Лященко.
Депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва (список)
Депутатами пятого созыва сформирована законодательная база для организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах в режиме "одного окна". Особое внимание уделялось вопросам стратегического планирования, жилищного контроля и надзора, общественного контроля.
Дума приняла ряд законов, регулирующих создание и функционирование системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах: "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области", "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области". На постоянном контроле депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва находился вопрос о реализации в области мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва неоднократно на всех уровнях поднимали вопрос о применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). В начале 2014 года Председатель Правительства Российской Федерации заявил, что решение о введении норм потребления электроэнергии необходимо передать на уровень регионов и дать возможность отложить их введение в действие до 2016 года. Именно этого последовательно добивались депутаты Мурманской областной Думы, обращаясь в 2013 году в Государственную Думу, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, за поддержкой коллег на заседаниях Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
Одним из основных приоритетов работы Мурманской областной Думы пятого созыва стала работа над законами, направленными на увеличение рождаемости и поддержку многодетных семей.
Создан институт Уполномоченного по правам человека в Мурманской области, урегулированы вопросы передачи поселка Росляково из ЗАТО Североморск в город Мурманск, создана Общественная молодежная палата при Мурманской областной Думе.
С 2012 года основной формой работы над проектом областного бюджета стало взаимодействие депутатов областной Думы и Правительства области в рамках Программно-целевого Совета Мурманской области и его рабочих групп. Для закрепления окончательного перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию принят Закон Мурманской области "О сроке составления и утверждения проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области", который установил, что проекты местных бюджетов составляются и утверждаются на трехлетний период.
18 июня 2013 года в Конституционном Суде Российской Федерации состоялись слушания по запросу Мурманской областной Думы о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся пожизненного запрета на занятие педагогической деятельностью в отношении лиц, имевших судимость за преступление против жизни и здоровья без учета формы вины, степени тяжести деяния и обстоятельств его совершения.
26 июня 2012 года принят Закон Мурманской области "О выборах Губернатора Мурманской области", предусмотревший прямые выборы высшего должностного лица области населением.
22 апреля 2013 года в Мурманской областной Думе впервые прошел прием ветеранов, руководителей общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи, командиров 15 поисковых отрядов и кадетов. В фойе областной Думы была открыта выставка, организованная силами поисковых отрядов, включающая найденные трофеи и подборку тематических фотографий.
11 февраля 2014 года в Мурманской областной Думе впервые состоялся прием ветеранов боевых действий, посвященный 25-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.
22 апреля 2014 года в преддверии празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне принят Закон Мурманской области "Об использовании копии Знамени Победы в Мурманской области". В рамках подготовки к празднованию в 2014 году 70-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье депутаты областной Думы взяли на контроль работу по реконструкции, обновлению воинских захоронений, мемориальных комплексов, памятников воинской славы и других объектов, увековечивающих память погибших, расположенных на территориях муниципальных образований Мурманской области. Депутатам удалось добиться выделения финансовых ресурсов на реализацию данных мероприятий при корректировке областного бюджета.
В 2015 году Мурманская областная Дума взяла шефство над обелиском на братской могиле воинов, умерших в 37 медсанбате 52-й стрелковой дивизии, расположенным на 1447-м километре федеральной трассы "Кола". На обелиск нанесен контур самолета военных лет в память о четырех летчиках, погибших у озера недалеко от мемориала и нашедших покой в братской могиле. В канун праздничных и памятных мероприятий силами депутатов и аппарата областной Думы ежегодно проводятся работы по благоустройству территории обелиска. Приведен в порядок сам обелиск. За счет средств депутатов и работников аппарата Думы на обелиске были проведены ремонтно-восстановительные работы (очистка поверхности, покраска, ремонт бетонной отмостки, окраска металлических ограждений), заменены мраморные плиты, на которых увековечены имена 806 воинов.
28 – 30 октября 2013 года на площадке Мурманской областной Думы прошло выездное заседание Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: "Развитие законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии: региональный аспект", в ходе которого были рассмотрены вопросы природопользования, экологии, атомной энергетики, утилизации отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, горнодобывающей промышленности, рыбохозяйственного комплекса.
7 февраля 2013 года на базе Мурманской областной Думы состоялось заседание Президиума Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, в работе которого участвовали не только руководители всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, но и депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представляющие регионы округа в Федеральном Собрании Российской Федерации. Одной из ключевых тем стало обсуждение проекта федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации".
В 2013 году в целях привлечения внимания к деятельности Мурманской областной Думы, формирования позитивного мнения о региональном парламенте, стимулирования творческой активности Мурманская областная Дума впервые провела областной журналистский конкурс на лучшее освещение деятельности Думы и работы депутатов в избирательных округах. На суд жюри конкурса было представлено 17 журналистских работ в пяти номинациях: видеосюжеты, радиопрограммы, газетные публикации, фотоработы, сюжеты на информационных лентах интернет-ресурсов.
31 мая 2013 года в областной Думе подписано Соглашение о сотрудничестве между региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области" и Мурманской областной Думой.
Введен в действие аппаратно-программный комплекс информационного сопровождения заседаний Мурманской областной Думы, благодаря которому повестка заседания Думы, материалы к вопросам повестки дня, информация о ходе заседания отображаются на экранах планшетных компьютеров, установленных на рабочих местах депутатов областной Думы в зале заседаний.
Дума пятого созыва рассмотрела 650 законопроектов, 595 из которых стали законами Мурманской области.
Следуя федеральному курсу
18 сентября 2016 года была избрана Мурманская областная Дума шестого созыва (32 депутата). 16 депутатов по спискам от политических партий, 16 – по одномандатным избирательным округам. Среди депутатов 17 политиков уже имели законотворческий опыт. 5 октября состоялось первое заседание Мурманской областной Думы шестого созыва. Спикером регионального парламента путем открытого голосования был избран Сергей Михайлович Дубовой (до избрания он возглавлял ЗАТО п. Видяево). Первым заместителем Председателя Мурманской областной Думы шестого созыва стал Владимир Владимирович Мищенко. Вице-спикерами Мурманской областной Думы шестого созыва были избраны Наталия Николаевна Ведищева и Василий Васильевич Омельчук, который занимает должность заместителя генерального директора – директора филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция".
В Мурманской областной Думе шестого созыва были зарегистрированы четыре фракции: "Единая Россия", ЛДПР, КПРФ и Справедливая Россия. Фракцию "Единая Россия", в которую вошли 25 депутатов, возглавил В.В. Мищенко. Руководителем фракции ЛДПР (4 депутата) стал М.А. Белов. Фракцию КПРФ (2 депутата) возглавил Г.В. Степахно. Фракцию Справедливая Россия – А.Г. Макаревич.
В Думе шестого созыва сформированы 9 комитетов: по бюджету, финансам и налогам (председатель Б.В. Пищулин); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (председатель В.В. Мищенко); по образованию, науке, культуре, делам семьи, молодежи и спорту (председатель Л.Н. Круглова); по вопросам безопасности, военно-промышленного комплекса, делам военнослужащих и закрытых административно-территориальных образований (председатель М.В. Ильиных); по природопользованию, экологии, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу (председатель В.Н. Пантелеев); по социальной политике и охране здоровья (председатель Н.П. Максимова); по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации (председатель М.В. Антропов); по труду, вопросам миграции и занятости населения (председатель А.Г.Макаревич); по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель М.А. Белов).
Депутаты Мурманской областной Думы шестого созыва (список)
В центре внимания депутатского корпуса активное участие в работе над проектами региональных и федеральных законов, государственными программами, законодательная поддержка арктического вектора развития Мурманской области. Законодательно обеспечен переход на уплату физическими лицами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Созданы дополнительные стимулы повышения рождаемости детей, развивались межбюджетные отношения, ориентированные на укрепление местных бюджетов, уделялось внимание вопросам инвентаризации государственного областного имущества и согласования передачи в федеральную либо муниципальную собственность. В развитие института уполномоченных введена должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области. В целом Дума шестого созыва рассмотрела 649 законопроектов, 632 из них стало законами Мурманской области.
Депутаты шестого созыва активно развивали межрегиональные и межпарламентские связи, взаимодействовали с федеральными органами государственной власти по решению актуальных вопросов региона, занимались укреплением общественных инициатив, развитием российского патриотизма.
На базе Мурманской областной Думы состоялось выездное совещание Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды. Депутаты нижней палаты российского парламента и представители всех арктических субъектов Российской Федерации посетили Центр по обращению с радиоактивными отходами – отделение губа Андреева Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО".
Кроме того, состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему: "Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования военно-шефской работы в Вооруженных силах Российской Федерации".
Осенью 2017 года Мурманская областная Дума принимала участников 53-й Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР).
Подписано Соглашение о сотрудничестве с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Продолжилось многолетнее взаимодействие Мурманской областной Думы с Пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району и Межрегиональной общественной организацией "Пограничники Арктики". Состоялись торжественные приемы ветеранов-пограничников, посвященные 100-летию пограничных войск России и 25-летию со дня образования Арктической группировки пограничных войск.
Прием в Мурманской областной Думе ветеранов-пограничников, 1999 год |
Прием в Мурманской областной Думе ветеранов и сотрудников пограничных войск, 2018 год
|
С 2015 года ежегодно в Мурманской областной Думе проводятся Региональные Рождественские парламентские встречи, в ходе которых представители органов власти и Русской православной церкви ведут диалог о важности духовно-нравственных ценностей.
На площадке Мурманской областной Думы проходили выставки детской рукописной книги и творческих работ воспитанников Мурмашинской детской школы искусств, посвященных Дню защиты детей.
Проводились Дни муниципальных образований Мурманской области, четыре муниципальных образования – Кандалакшский, Ковдорский, Терский районы и город Полярные Зори – представили свои достижения, презентовали туристические возможности и культурный потенциал.
город Полярные Зори
Терский район
Кандалакшский район
Ковдорский район
История парламентаризма в Мурманской области продолжается
19 сентября 2021 года была избрана Мурманская областная Дума седьмого созыва (32 депутата). 10 депутатов по спискам от политических партий, 22 – по одномандатным избирательным округам. В региональный парламент по спискам прошли представители пяти партий – "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (6 депутатов), КПРФ (2 депутата), ЛДПР (1 депутат), "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" (1 депутат), "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" (1 депутат). Среди депутатов 16 политиков уже имели законотворческий опыт.
7 октября 2021 года состоялось первое заседание Мурманской областной Думы седьмого созыва. Спикером регионального парламента путем открытого голосования был вновь избран Сергей Михайлович Дубовой. Первым заместителем Председателя Мурманской областной Думы седьмого созыва вновь стал Владимир Владимирович Мищенко. Вице-спикерами Мурманской областной Думы седьмого созыва были избраны Евгений Викторович Никора и Геннадий Васильевич Степахно.
В Мурманской областной Думе седьмого созыва были зарегистрированы пять фракций: фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в которую вошли 25 депутатов, возглавила И.В. Просоленко; руководителем фракции КПРФ (3 депутата) стал А.А. Попов, фракцию ЛДПР возглавил С.В. Гонтарь, фракцию Партии пенсионеров – А.С. Иванов, фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" (2 депутата) – А.Г. Макаревич.
В Думе седьмого созыва сформированы 11 комитетов: по бюджету, финансам, налогам и экономике (председатель И.В. Просоленко); по вопросам безопасности, военно-промышленного комплекса, делам военнослужащих и закрытых административно-территориальных образований (председатель М.В. Ильиных); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (председатель В.В. Мищенко); по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации (председатель А.А. Попов); по труду, вопросам миграции и занятости населения (председатель А.Г.Макаревич); по здравоохранению (председатель Л.А. Лукичёва); по культуре, молодежной политике, туризму и спорту (председатель Л.Н. Круглова); по образованию и науке (председатель А.Г. Гиляров); по природопользованию, экологии, рыбохозяйственному и агропромышленному комплексу (председатель А.С. Иванов); по социальной политике и делам семьи (председатель С.В. Гонтарь); по строительству, благоустройству, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель М.С. Павлов).
За три десятка лет областная Дума прошла непростой путь формирования, сумела заложить крепкие традиции парламентской деятельности, наладить конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественностью, законодательными органами власти других российских регионов, населением. От созыва к созыву накапливался опыт законотворчества, нарабатывались навыки нормотворческой и парламентской деятельности. Всего за 30 лет принято почти три тысячи законов.
Сегодня у нас полноценное региональное законодательство, которое позволяет развивать Мурманскую область в самых различных направлениях, улучшать качество жизни людей, обеспечивая их права и свободы.
Залогом успешного решения значимых вопросов, нашим ориентиром была и остается опора на людей, их доверие, которым мы очень дорожим. Благодаря этому, а также активной гражданской позиции избирателей, можно быть уверенным – история парламентаризма на Кольском Севере продолжается.