Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Среда, 27 Ноября 2024
16:55

Конституционный Суд РФ принял решение по делу о проверке конституционности положений статей Трудового кодекса о составе МРОТ

Дата 12.12.2017

   Конституционный суд признал взаимосвязанные положения статьи 129, части 1 и 3 статьи 133 и частей 1,2,3 и 11 статьи 133(1) не противоречащими Конституции РФ. Он постановил, что районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав МРОТ.
В своем комментарии по решению Конституционного суда глава регионального парламента Сергей Дубовой отметил:
  - Эти положения могут изменить природу формирования минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сегодня МРОТ привязан к прожиточному минимуму на территории субъекта РФ и включает в себя северные льготы. В Мурманской области минимальный размер оплаты труда, который не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливается трехсторонним соглашением между Правительством области, профсоюзами и Союзом промышленников и предпринимателей, поскольку в таком варианте его размер выше уровня МРОТ федерального. Кроме этого, наш региональный МРОТ учитывает социально-экономическое положение области. Сейчас, когда Конституционный Суд установил, что МРОТ будет определяться без применения коэффициента и полярных надбавок, мы должны привести в соответствие свою нормативную базу, выработать новые правовые механизмы, позволяющие защитить население с минимальной заработной платой и не допустить потерю экономической устойчивости предприятий региона. Данный вопрос будет находиться в поле зрения Мурманской областной Думы.
   По мнению председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Бориса Пищулина, с реализацией нового принципа формирования МРОТ возникает немало вопросов.
  - К примеру, сегодня МРОТ, установленный федеральным законом на территории РФ, составляет 7800 рублей. Если действовать по принципу Конституционного Суда, то к этой сумме нужно применить районный коэффициент (1,5) и полярные надбавки (80%), то есть умножить на 2,3. Эта сумма будет выше действующей на территории Мурманской области. Но допустим, ситуация, когда человек только приехал на Север и не имеет полярных надбавок. Если применить коэффициент 1,5, то в этом случае его минимальная заработная плата будет ниже величины прожиточного минимума на территории субъекта РФ. И это только одна из коллизий. Необходимо посмотреть, какие действия будут приняты со стороны федерального правительства с учетом того, что КС подчеркнул право правительства страны регулировать все эти отношения. На сегодняшний день эти отношения регулируются Постановлением Правительства РФ, которое и предусматривало включение в состав минимальной заработной платы северных надбавок и коэффициента, и все это должно быть не ниже прожиточного минимума. Также важна и финансовая сторона вопроса. Неизвестно количество возможных получателей, соответственно, неясен и объем бюджетных средств, который будет предусмотрен на эти цели. Однако нет никаких сомнений, что бюджет области обеспечит финансирование, как только будут отрегулированы нормативные правовые акты.
  В своем комментарии председатель комитета областной Думы по труду, вопросам миграции и занятости населения Александр Макаревич отметил:
  - Объявленное решение Конституционного Суда по вопросам северных надбавок - это знаковая победа всех, кто в последние годы настойчиво и последовательно боролся за сохранение законодательных гарантий северянам, кто занимал подлинно государственную позицию в решении проблем развития северных территорий страны.
  Напомню, что в 2007 году был принят Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», исключивший из части 2 статьи 129 Трудового кодекса законодательное определение понятия «минимальная заработная плата». На практике это достаточно быстро привело к тому, что северные надбавки стали включаться в структуру МРОТ, что неизбежно привело к снижению гарантированного государством уровня оплаты труда. Решение данной проблемы стало предметом многочисленных судебных разбирательств.
  Сегодня, наконец-то, Конституционный Суд поставил точку в данном вопросе и принял справедливое решение в пользу граждан, которое, возможно, изменит эту тенденцию, а также станет поворотным пунктом в политике демонтажа социальных гарантий северян, осуществлявшейся в последние десятилетия. С учетом этого решения вполне обоснована постановка вопроса о пересмотре величины минимальной заработной платы (МЗП) в Мурманской области, которая с 1 января составит 15185 рублей. Теперь региональная МЗП не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом, с начисленными на него районным коэффициентом и полярными надбавками. Именно эту правовую позицию всегда отстаивала Мурманская областная Дума. Сегодня она подтверждена решением высшей судебной инстанции страны.
  Учитывая, что с 1 января 2018 года федеральный МРОТ установлен в сумме 9489 рублей, величина минимальной заработной платы в Мурманской области не может быть меньше 21824,7 рублей. И это предмет для серьезного обсуждения в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием профсоюзов, организаций работодателей и правительства области.

Изменен 12.12.2017

Возврат к списку

Председатель

Дубовой Сергей Михайлович

Дубовой Сергей Михайлович

Председатель Мурманской областной Думы

Подробнее

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
3
5
6
28
1
2
3
4