Год назад в Мурманской областной Думе состоялся "круглый стол" на тему: "Организация оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях Мурманской области", по итогам которого в адрес Правительства, Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки Мурманской области, органов местного самоуправления и образовательных организаций был направлен перечень рекомендаций по организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях Мурманской области.
Для справки. По данным областного Минобра на начало 2017 года лицензию на осуществление медицинской деятельности не имели 28 % дошкольных образовательных организаций и 33% образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Основными причинами отсутствия лицензии у образовательных организаций являются несоответствие медкабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям, неукомплектованность штатов и несоответствие кабинетов стандарту оснащения.
Депутат Мурманской областной думы Александр Макаревич направил запрос в адрес заместителя губернатора по социальным вопросам Инны Погребняк. Парламентарий, в частности, попросил проинформировать его о том, какие меры принимает правительство региона по реализации рекомендаций "круглого стола" и по решению проблем, которые были отмечены участниками мероприятия. Также Александра Макаревича интересует следующее: имели ли место за последние полтора года случаи, когда учащиеся оставались без медсопровождения и оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме; в скольких дошкольных и общеобразовательных организациях медперсонал работают по совместительству или на постоянной основе и каким образом, с учетом этого, ведется профилактическая работа среди обучающихся; как решается одна из наиболее острых проблем по "школьной стоматологии"; за чей счет содержатся медкабинеты в образовательных организациях; предусмотрены ли в рамках региональной госпрограммы "Развитие образования" расходы на укомплектование медкабинетов необходимым оборудованием и каким; в ведении каких чиновников Минздрава и Минобра находятся вопросы организации медпомощи обучающимся.
Кроме этого, Александр Макаревич запросил информацию о том, какая подготовительная работа проводится (проводится ли) в Мурманской области для применения опыта по пилотному проекту "Школьная медицина", который по инициативе Министерства здравоохранения РФ с 2016 года реализуется в пяти регионах, в том числе в двух северных – Республика Саха (Якутия) и Ямало-ненецкий автономный округ. Целью данного проекта является создание современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся с учетом региональных особенностей. В соответствии с проектом предусматривается введение в штат детских поликлиник должности врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольно-школьного педиатрического отделения, результаты полученных исследований в школьных медицинских кабинетах передаются врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей.
Как отмечает Александр Макаревич, все это позволяет создавать целостную систему профилактики здоровья школьников, а с 2019 года планируется распространение данных практик на всю территорию страны. Кроме того, в настоящее время подготовлены законопроекты по внесению изменений в федеральное законодательство, в том числе, касающихся обязательного возвращения в образовательные организации медицинских работников. Без этого, по мнению депутата, "школьная медицина" не будет эффективной.